Похожие публикации

Детский отдых на Байкале это многочисленные лагеря, санатории и кемпинги. Лучшим подарком для Вашего ребенка будет отдых на Байкале
Документ
 Лучшим подарком  для Вашего ребенка будет отдых на Байкале.   ДЛ на Байкале "Нерпёнок" от 8350р       ДСОЛ "Орлёнок" 1 00р                           ...полностью>>

Программа тура 1 день Вечером (в 20: 30) выезд на автобусе из Хабаровска (от Ж/Д вокзала) в район п. Славянка на базу отдыха «Полинка». Завтрак в Уссурийске (оплачивается туристами). 2 день
Программа
Расположена в бухте "Баклан", пос. Славянка в 120 м. от берега моря, на берегу живописной протоки! Красивейший песчаный пляж в окружении приморских со...полностью>>

Курсы довузовской подготовки
Документ
Ногинска № Наименование услуги Количество занятий (в неделю) Продолжительность одного занятия (в минутах) Стоимость услуги – одного занятия (в рублях)...полностью>>

Курсы курсы по истории
Документ
Занятия проводят опытные преподаватели, знающие предмет, требования ЕГЭ, много лет с высокими результатами готовящие к вступительным испытаниям и ЕГЭ....полностью>>



Курбатов В. И, Курбатова О. В

178

179

Социальное проектирование

ряд строится на основе разностей в отношении, используя вопросы: «За кого бы Вы проголосовали, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье?» и «За кого бы Вы не проголосовали, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье?»

При применении второго метода устанавливается отношение к каждому из политических лидеров и к каждой политической партии, использующее следующие переменные:

  • степень узнаваемости лидера;

  • степень узнаваемости партии;

  • уровень авторитетности;

  • мера политической доверительности;

  • оценка конкретных действий в данный момент;

  • вера в перспективу данного лидера;

  • вера в перспективу данной партии.

Этот замер является наиболее точным, так как снимает случайность оценок респондентов и позволяет сделать более точный прогноз.

Исследование же в день выборов и послевыборное исследование следует проводить, используя замер («способ укола»), который предполагает ответ на один вопрос: « За кого из кандидатов Вы проголосовали?» Цель этого исследования — контроль, который необходим для того, чтобы воспрепятство­вать возможной манипуляции с результатами самих выборов.

После неудачного опыта прогнозирования результатов должна быть проведена так называемая «работа над ошибками». Должен анализироваться весь накопленный опыт, определяться подходы, способные обеспечить повышение уровня надежности прогнозирования электорального поведения. Прежде всего это должно касаться методического обеспечения прогнозирования, расширения спектров получения информации, увеличения числа востребованных качественных методов (метода фокус-группы), изменения и самой процедуры проведения опросов (метод face-to-face). Должен увеличиться и вклад в создание инструментального и аналитического аппарата проектирования электорального поведения, В частности, с помощью математических процедур должны быть построены модели и системы определяющих факторов при вторич-

Часть 4. Проектирование социальных отношений...

ном анализе информации, должен осуществиться поиск глубинных закономерностей, взаимосвязей, типологии.

Направления социального проектирования и прогнозирования электорального поведения

В числе данных направлений необходимо выделить следующие:

  1. Выявление и прогнозирование отношения общества к политическим партиям и электоральные предпочтения граждан.

  2. Информированность населения о программах политических партий.

  3. Социальная структура электората.

  4. Потенциональный электорат партий и движений.

  5. Возрастная структура электората.

  1. Соотношение сторонников двухпартийной системы и многопартийной системы к сторонникам «лидера», «вождя» в электоратах российских партий.

  2. Показатели электоральной надежности российских политических партий.

Ь. Близость партий в глазах избирателей.

9. Позитивный и негативный варианты электорального поведения.

Выявление и прогнозирование отношения общества к политическим партиям и электоральные предпочтения граждан выражаются в анализе деятельности политических партий, исследовании их партийной политики. Отношение общества к деятельности тех или иных политических партий во многом определяется информированностью избирателей о деятельности и целях политических партий. Практика показывает, что низкая информированность, как правило, связана с тем, что высоким является прогнозируемый процент проголосовавших по графе «Никого не поддерживаю».

Анализ социальной структуры электората вкупе с исследованием электоральных предпочтений избирателей, дает ответ на прогноз о том, какова социальная база той или иной политической партии.

Потенциальный электорат партий, определяемый в процентах, должен выявить те социальные группы населения,


180

181

Социальное проектирование

которые готовы голосовать за те или иные партии. В этом плане выделяются такие социальные группы, как рабочие, ИТР, гуманитарная интеллигенция, торговая сфера обслуживания, государственные служащие, военные, предприниматели, студенты, пенсионеры, жители села. Особой группой в прогнозе должна быть группа, которая не намерена участвовать в выборах.

Возрастная структура электората определяется в следующих категориях:

16 — 18-летние — «дети перестройки»; 18 — 25-летние — поколение позднего застоя; 25 — 35-летние — брежневская эпоха; 35 — 45-летние — дети хрущевской оттепели; 45 — 55-летние — послевоенное поколение; 55 — 65-летние — дети войны, «шестидесятники»; 65 — 86-летние ровесники революции и гражданской войны. Возрастные параметры, как утверждают психологи, часто просто сводятся к определенной психологической реакции. Тем не менее, как показывают результаты социологических ис­следовании, проведенных ВЦИОМ в 1995 г., 55% населения негативно относится к произошедшим переменам и лишь 6% ассоциируют этот процесс с демократическими переменами. В то же время интерес к политике испытывают всего 37% населения, а 66% ею почти не интересуются. Налицо парадокс политического сознания, или так называемая «односторонняя рефлексия», заключающаяся в том, что, выражая свою негативную оценку политической системы, население все же не желает изменить ее, мобилизуя свою политическую активность.

Классифицируя различия в состоянии электоральных групп в зависимости от степени выраженной готовности участвовать в выборах, необходимо подразделять всех голосовавших избирателей на четыре группы, для которых было характерно следующее:

  • слабая мобилизация;

  • частичная мобилизация;

  • высокая мобилизация;

  • предельная мобилизация.

182

Часть 4. Проектирование социальных отношений...

Первая означает, что среди них доля не намеренных участвовать в голосовании была выше или примерно равна доле намеревающихся голосовать. Вторая — принадлежит гражданам, поддержавшим партии по своей личной инициативе, или по так называемой «электоральной привычке». Третья категория включает тех участников электората, которые были «мобилизованы» в силу сложившихся обстоятельств избирательной кампанией или другими ситуативными причинами. Обычно доля таких примерно равна доле неопределившихся и составляет 21 •— 27%. Высокая мобилизация характеризует электоральное поведение населения, составляющего не менее одной трети сторонников данной партии. Признаком мобилизованности этой части электората является не сама избирательная кампания партии, а сложившиеся внутренние убеждения людей.

Признак близости партии характеризует множество социально-политических проблем. Среди них — сходные биографии лидеров партий, совместимость политических программ, соответствие политических, социальных и общечеловеческих ценностей и т. п.

Позитивный и негативный варианты электорального поведения — важные части прогноза. Анализ ответов граждан на предыдущие вопросы показывает, что наибольшее число негативных оценок вызывают партии «левого блока» с примыкающими к ним либерально-демократическими партиями. Наиболее терпимо население относится к политически сбалансированным партиям и движениям.

Стратификационный анализ политических предпочтении российских избирателей позволяет выделить в виде достаточно устойчивых тенденций следующие особенности политического электорального сознания и поведения:

  • рабочие оценивают шансы либеральных и народно-демократических партии, объединений и движений быть избранными в два раза выше, чем сами собирались голосовать за них;

  • инженерно-технические работники оценивали шансы прогрессивистских и национально-державных партий и объединений быть избранными в полтора раза выше, чем собирались голосовать за них;

183

Социальное проектирование

-— работники сферы обслуживания и предприниматели выражали свои политические предпочтения и электоральные симпатии примерно в два раза ниже уровня электоральных симпатий указанных выше субъектов электорального поведения, зато их реальное голосование было во столько же раз выше.

Оговоренные параметры проектирования и прогнозирования электорального поведения характеризуют параметрические характеристики проблемы, которая в своих специфических и формообразующих чертах является реальной тканью современной политической обстановки.

4.5. СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Исследование образовательного процесса в контексте социальной динамики должно прояснить ряд важных проблем, которые дают возможность осмыслить динамику образовательного процесса в процессе социальной динамики. Для этого, на наш взгляд, прежде всего необходимо четко очертить сферу социологии образования, ее объект, который одновременно является объектом проектирования образовательного процесса.

Объект и предмет социологии образования и проектирования образовательного процесса

Объект исследования в социологии образования — это та социальная сфера, в которой разворачиваются образовательные процессы, действуют субъекты этих образовательных процессов, складываются специфические взаимоотношения между людьми, социальными институтами, в которых конституируются образовательные процессы, и обществом. Несколько сложнее определить предмет социологии образования, ибо по мере развития как общественных структур к отношений, так и теории социологии, изучающей эти социальные структуры, меняется структура образовательного процесса.

В западной социологии типичным взглядом на предмет социологии образования является представление о том, что

184

Часть 4. Проектирование социальных отношений...

она изучает распространение образования и его влияние на социальную среду и ее мобильность. В дальнейшем в предмет социологии образования был включен анализ образовательной деятельности, ее форм и содержания, способов ее интегрирования в различные социальные структуры. В связи с этим одним из аспектов предмета социологии образования стало изучение взаимосвязи между образованием и социальной стратификацией и социальной мобильностью, а также проблемы социальной справедливости, которые неизбежно возникают в виде иерархического распределения образования в современном обществе.

Что касается отечественной социологии образования, то наиболее корректным может считаться следующее представление о ее предмете:

во-первых, это состояние и динамика социокультурных процессов в сфере образования;

во-вторых, законы и принципы, механизмы и технологии концепций социокультурной деятельности;

в-третьих, взаимодействие сферы образования с другими сферами общественной жизни;

в-четвертых, изучение влияния образования на целостное, гармоничное развитие социального субъекта, на его готовность включиться в те виды деятельности, которые являются социально значимыми.

Основные тенденции в проектировании образовательного процесса

Следующей задачей является выявление основных тенденций в проектировании развития социологии образования. Основы социологии образования были заложены Э. Дюркгей-мом и М. Вебером, которые исследовали социальные функции [Образования, его связь с политическими и экономическими процессами. Позднее Т. Парсонс предложил исследовать образование как институт социализации в современном обществе, рассматривать учебные учреждения как специфические социальные системы. При этом подходе во главу угла ставятся проблемы систем социальных ролей и социальных норм, социально-психологического климата в образовательных сис-

185

темах, группах процессов, источников конфликтов, моделей, методов, стилей и методик преподавания и т. п.

С начала 70-х гг. все больше внимания уделяется взаимообусловленности образования, образовательных ценностей и ориентации и социальной стратификации (Н. Гросс, У. Буков ер. Р. Будон, Р. Коллинз), а также взаимодействию образования и процессов в экономике и политике (П. Бурдье, М. Ханнан).

Одно из самых ранних направлений в отечественной социологии образования — это исследование профессиональной ориентации, жизненных ценностей и планов молодежи.

Таким образом, можно констатировать, что объект социологии образования может быть очерчен достаточно четко. Что же касается ее предмета, то различные концепции и позиции обусловлены социально-экономическими трансформациями общества, с одной стороны, и динамикой различных процессов в образовательной сфере — с другой.

Научные исследования и разработки в социологии образования характеризуют различные грани образовательного пространства, представленного микро- и макроуровнями. Тенденцией развития социологии образования последних лет является стремление включить в ее предмет изучение учебного процесса, изучение феномена знания, анализ образовательного пространства.

Нужно иметь в виду, что социология образования как область теоретического исследования структурирована и ее структура может быть представлена следующим образом. Структура социологии образования представляет собой модель ее концептуально-теоретического содержания, основные категории: перечень концептуальных направлений исследования, теоретические концепции и фактический материал.

Основные категории: образование, воспитание, социализация, культура, обучение, образовательный процесс, образовательное пространство.

Основные направления исследования

Важным для проектирования образовательного процессу является обсуждение основных направлений исследования и

186

Часть 4. Проектирование социальных отношений...

области социологии образования. К основным направлениям исследования можно отнести следующие:

  • социальная детерминация образования;

  • социокультурная организация сферы образования;

  • эффективность образования;

  • модели образования;

  • инновации в образовании;

  • исследование соотношения уровней образования;

  • соотношение традиционного и новационного образования;

  • управление образованием.

Проблемно-тематическое содержание проектирования образовательного процесса

Проблемно-тематическое содержание проектирования образовательного процесса проявляется в следующем:

  • культурогенез личности в образовательном процессе;

  • факторы динамики сферы образования;

  • содержание образования, учение как социокультурная деятельность;

  • методы и технологии учебной деятельности;

  • социальные институты в сфере образования;

  • влияние образования на динамику социальной структуры общества.

Структура социологии образования

Структуру социологии образования можно представить и по-иному, в виде этапов и результатов познавательной деятельности, формирования технологических моделей образовательной деятельности. Тогда структура социологии образования имеет следующий вид:

. — Теоретические концепции (концепции образования, воспитания, культурогенеза, личностного и профессионального развития).

— Гипотезы совершенствования образовательного процесса, совершенствования учреждений образования и всей образовательной системы в целом.

. — Гипотезы о совершенствовании взаимосвязи системы образования и социальной системы в целом.

187


Социальное проектирование

— Концептуально-теоретический аппарат, в терминах которого формулируются, уточняются и проверяются гипотезы (понятия, принципы, категории, законы).

  • Фактический материал (данные социологических, педагогических и политологических и психологических исследований, диагностики, мониторинга).

  • Социальные проекты и модели (апробация гипотез, разработка социальных технологий, социальных сценариев).

  • Оценка полученных результатов и выдвижение новых

гипотез.

Основные функции образования

Для систематического проектирования образовательного процесса необходимо выделить основные функции образования. Образование есть передача знаний, восприятие знаний и их усвоение. Этот процесс реализуется во взаимодействии педагогов и обучающихся. Специфика социологического подхода к образованию заключается следующем:

во-первых, процесс образования развивается в контексте социального взаимодействия как одна из подсистем социальной системы, в которой формируются устойчивые образцы поведения (социальные роли и статусы);

во-вторых, система образования рассматривается как тип социальной организации с присущей ей специфической социальной структурой, т. е. совокупностью взаимосвязанных социальных позиции, подсистем, учреждений;

в-третьих, образование рассматривается в качестве одного из важнейших социальных институтов общества, выполняющего ряд социальных функций.

Отметим наиболее важные из них. Это прежде всего трансляция и распространение культуры в обществе.

Эта функция заключается в том, что посредством социального института образования осуществляется передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле (научные знания, достижения в области искусства, нравственные ценности и нормы, опыт, навыки и профессиональные качества).

Другая важная функция образования — формирование ценностных ориентации и установок у молодого поколения. Бла-

188

Часть 4. Проектирование социальных отношений...

годаря этой функции образования молодежь приобретает ценностные ориентации, выработанные обществом, она приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. По мнению социологов и психологов, образование не формирует человека вообще, а формирует человека в данном обществе и для данного общества. Социальный строй выстраивает свою систему ценностей, которые образование как социальная система воспринимает и в образовательном процессе ориентирует тех, кто приобретает знания и навыки, на те социальные ценности, которые наиболее значимы в данной социальной системе. Следующая важная функция — функция социальной дифференциации и селекции. Структура образовательного процесса такова, что дает возможность уже на самых начальных этапах осуществлять дифференцированный подход к обучающимся. Это обусловлено тем, что образовательный процесс специализирован как по вертикали, так и по горизонтали. По вертикали — это различные уровни образования от начального, среднего до высшего образования и после высшего (послвузовското) образования. По горизонтали — это различные учебные заведе­ния, которые учитывают индивиуальные возможности, интересы, способности и профессиональные ориентации обучающихся. Посредством этого осущствляется воспроизводство и обновление социальной структуры общества, без чего невозможно его нормальное функционирование. Такая дифференциация является основой социальной мобильности; получение профессии, определенного социального статуса позволяет занять определенную позицию в социальной структуре и продвигаться по служебной лестнице должностных и властных полномочий.

Необходимо также выделить профессионально-экономическую функцию образования. Образование тесно связано с трудовой сферой. Это позволяет выделить профессионально-экономическую функцию образования. Человек — не только самоцель, но и условие развития общества, поскольку он выступает главной производительной силой. Чем более высокого уровня достигает общество, тем больше требований оно предъявляет к качеству трудовых ресурсов, к специалистам.