Похожие публикации

Радио "образ" нижегородские новости нижегородский рабочий
Документ
Симфонический оркестр студентов консерватории, смешанный хор консерватории, С.Нестеров (гитара), М.Куковякина (флейта), Фань Юй (фортепиано), Е.Флёров...полностью>>

Кафедра романской филологии. 2012/2013 уч год. 1 семестр (французы)
Документ
лаб/пр Остринская лекц лаб/пр Лингвод:мет асп делов ФЯ Комаров 3 ИЯ-ВН 5 Трошина 3 Комаров Гулинов лаб/пр лаб/пр Лингвод:мет асп делов ФЯ Комаров Груп...полностью>>

Программа итоговой государственной аттестации Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование» Профессионально-образовательная программа
Программа
Программа итоговой государственной аттестации (Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению 050400 – Психолого-педагогическое...полностью>>

Программа итоговой государственной аттестации Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование» Профессионально-образовательная программа
Программа
Программа итоговой государственной аттестации (Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению 050400 – Психолого-педагогическое...полностью>>



Учебно-методический комплекс по дисциплине «организационное поведение» для студентов специальности 061100 «Менеджмент организации»

ТЕМА 3. ЛИЧНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ

Личность и работа. Возможности и цели личности. Исследования по целям. Цели – основа мотивации. Личность и организация. Профили личности, их зависимость от возраста, культуры, функций. Возрастной цикл: подготовка-карьера-поддержка. Исследование личностных профилей. Профили менеджеров.

Литература (1, 6, 12, 14, 18, 20).

ТЕМА 4. КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ

Личность и другие личности. Вербальное и невербальное коммуникативное поведение. Взаимодействие людей, соединение их в организации, приобретение ролей. Управление взаимодействием. Основные методы общения с людьми. Воздействие на людей. Завоевание расположения людей. Склонение людей к вашей точке зрения. Деловое общение. Переговоры. Активное слушание. Деловая беседа. Совещание, дискуссии. Переговоры.

Литература (1, 3, 6, 9, 12, 21).

ТЕМА 5. МОТИВАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ

Базовые посылки теорий мотивации. Теория ожидания. Методы улучшения мотивации и повышения результативности организации. Теория подкрепления. Развитие методов регулирования организационного поведения. Теория характеристик работ. Перечень характеристик работ. Диагностический обзор работ. Проектирование, обогащения труда. Основные приоритеты трудовой мотивации в современных условиях развития экономики России.

Литература (2, 4, 6, 8, 13, 16, 22).

ТЕМА 6. ЛИДЕРСТВО В ОРГАНИЗАЦИИ

Лидерство – важнейший фактор поведения в организации и в конкурентной борьбе. Организационные изменения и возрастание роли лидерства. Менеджмент и лидерство. Черты и формы лидерства. Стиль лидерства и техника. Персональные потребности в лидерстве. Культура поведения лидера в организации. Примеры удачного лидерства. Проблемы, связанные с неудачным лидерством.

Литература (3, 5, 7, 9, 13, 15, 21).

ТЕМА 7. ПЕРСОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ

Персональное развитие и поведение менеджера. Управление людьми и управление собой. Управление деловой карьерой персонала. Личностные ценности и цели – формирование и проявление. Саморазвитие. Навыки решения проблем и умение влиять на людей. Концепция управленческого труда. Руководство и умение обучать. Способность формировать коллектив. Умение беречь свое и чужое время. Стрессы и приемы саморегуляции. Личное поведение в конфликтных ситуациях.

Литература (2,5,8,13,17,20).

РАЗДЕЛ III. ПОВЕДЕНИЕ ГРУПП В ОРГАНИЗАЦИИ

Комплексная цель:

В результате изучения данного раздела студент будет способен: определить, что имеется в виду под термином «группа»; представить современную концепцию работы в команде; описать эффект группового поведения; объяснить функции формальных и неформальных групп в организации; обсудить значение группового эффекта для организационного поведения.

ТЕМА 8. ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППОВОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

Вовлечение работников в процесс управления и организация групповой работы. Группы. Роли. Внутригрупповые отношения. Проблемы управления участием работников. Вовлечение работников. Бригады результативности. Кружки качества. Инновационные и организационно-деятельностные игры. Управление динамикой групп, принятие решений группой, роли команды, построение и организация эффективной работы команды.

Литература (2, 6, 10, 13, 16, 22).

РАЗДЕЛ IV. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Комплексная цель: сформировать у студентов представления об управлении поведением организации, о причинах, последствиях и барьерах организационных изменений, о методах управления нововведениями в организации, о поведенческом маркетинге.

ТЕМА 9. УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ

Роль управления в сфере поведения организации. Управление как выражение знаний, опыта и умений. Комплекс интеллектуальных умений – набор, отбор, мотивация и пр.; технических – планирование, организация, контроль; концептуальных – разработка стратегии, видение, прогноз. Управление поведением с учетом обстоятельств. Ситуационное управление поведением. Управление по целям. Общие подходы. Постановка цели. Процесс управления по целям. Процесс управления по целям и управления результативностью.

Литература (4, 7, 9, 12, 14, 18, 22).

ТЕМА 10. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ

Маркетинг: поведенческий подход. Сегментация рынка по поведенческому принципу. Характеристики покупателей культурного уровня, социальные, личностные, психологические, влияние семьи, принадлежность к социальному классу, влияние культуры. Два типа покупателей. Разница между покупателем индивидуальным и покупателем организацией. Модель поведения покупателя, факторы, оказывающие влияние на поведение покупателя. Поведение покупателей от имени предприятия. Основные факторы, оказывающие влияние на поведение покупателей товаров промышленного назначения окружающая обстановка, факторы межличностных отношений, индивидуальные особенности. Потребности покупателей и мотивация, измерение потребностей и определение мотивации покупателей. Оценка динамики мотивации. Процесс принятия решения покупателем индивидуальным и организацией.

Литература (3, 6, 9, 12, 15, 18).

Тема 11. Организационная культура

Организационная культура: понятие, содержание и структура. Уровни изучения организационной культуры. Развитие организационной культуры. Управление организационной культурой. Организационное поведение.

Влияние организационной культуры на эффективность деятельности. Модели влияния культуры (Парсонса, Сате, Питерса-Уотермана, Хофстида и др.).

Литература (1, 4, 8, 13, 18, 22).

РАЗДЕЛ V. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

Комплексная цель: сформировать у обучающихся представления об организационном поведении в системе международного бизнеса, о роли и навыках глобального менеджера в организации, различиях в системе ведения бизнеса в разных странах.

ТЕМА 12. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

Особенности организационного поведения в системе международного бизнеса. Совместные предприятия, поведенческие аспекты характерные для них. Особенности возникновения и развития конфликтных ситуаций в системе международного бизнеса, пути управления ими. Управление коммуникативными процессами в международном бизнесе.

Литература (1,3,5,7,13,16,18,22).

2.4. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

  1. Организационное поведение: Сущность и основные категории.

  2. Организационное поведение - научная дисциплина о поведении людей в организации.

  3. Национальная культура страны и поведение людей в организации.

  4. Сущность современной концепции организационного поведения.

  5. Актуальность и практическая значимость концепции организационного поведения.

  6. Человеческие ресурсы как ключевой фактор организационного поведения XXI века.

  7. Предпосылки становления концепции организационного поведения.

  8. Современное состояние и перспективы развития организационного поведения.

  9. Проблемы управления поведением личности в организации.

  10. Ролевой аспект взаимодействия личности в организации.

  11. Управление карьерой менеджера в организации.

  12. Возникновение и становление современных теорий на процессе формирования человека как личности.

  13. Связь характеристик личности работника с факторами его деятельности.

  14. Формирование и изменение ценностей, расположения, удовлетворённости работой.

  15. Рабочие группы и их место в проблеме группового поведения.

  16. Хоторнские исследования - новый подход в теории человеческих отношений.

  17. Команда как способ построения организации.

  18. Преимущества и недостатки основных поведенческих и ситуационных теорий лидерства.

  19. Практическое применение теорий лидерства к проблемам организационного поведения.

  20. Лидерские качества руководителя и его управленческий стиль.

  21. Лидерство и власть: различия и взаимосвязь.

  22. Власть и влияние: сущность, динамика, современные подходы.

  23. Механизмы власти как способы достижения целей организации.

  24. Работа с кадровым резервом как способ обеспечения своевременного появления лидера.

  25. Адаптация – социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации.

  26. Адаптация и модификация поведения личности в организации.

  27. Влияние проектирования рабочего места на поведение человека в организации.

  28. Место конфликтов в управлении персоналом на различных этапах развития организации.

  29. Особенности поведения должностного лица в зависимости от типа акцентуации.

  30. Выбор менеджером стратегии разрешения конфликта, её последствия.

  31. Переговоры как эффективный способ разрешения конфликтов.

  32. Управление организационным поведением персонала в условиях стресса.

  33. Стрессоустойчивость и социальная поддержка менеджера.

  34. Влияние организационных структур на поведение человека на рабочем месте.

  35. Современная концепция высокоэффективных организаций: поведенческий аспект.

  36. Мотивация как реализация трудового потенциала каждым работником.

  37. Применение содержательных теорий мотивации для управления поведением работника.

  38. Применение процессуальных теорий мотивации для управления поведением работника.

  39. Материальное вознаграждение как фактор поведения человека на рабочем месте.

  40. Степень влияния организационной культуры на поведение сотрудников фирмы.

  41. Коммуникации в системе управления коммуникативным поведением персонала современной организации.

  42. Организационное общение как механизм взаимодействия личности.

  43. Влияние современных технических средств на эффективность коммуникативных процессов.

  44. Изменения и нововведения в организационном поведении – процесс преобразования организации.

  45. Управление поведением организации на основе принципов маркетинга.

  46. Моделирование поведения организации по отношению к клиентам.

  47. Маркетинговая поведенческая культура организации и её составляющие.

  48. Влияние глобализации бизнеса на организационное поведение.

  49. Национальный менталитет и особенности организационного поведения.

  50. Организационное поведение с учётом межнационального аспекта.

  51. Основные теории личности как инструмент в решении организационных проблем.

  52. Основные принципы понимания организационных процессов.

  53. Роль и место организационного поведения в процессах, протекающих в организации.

  54. Подходы к оценке эффективности организации и эффективность организационного поведения.

  55. Детерминанты и характеристики личности. Основные подходы к их изучению и значение для повышения эффективности деятельности менеджеров.

  56. Социальная природа личности.

  57. Типологии личности и их роль в понимании, предвидении и управлении организационным поведением.

  58. Мотивы поведения и деятельности. Необходимость изучения психологии мотивационной сферы в управленческих функциях.

  59. Восприятия, ценности, отношения и их роль в оценке трудовых ресурсов и повышении эффективности процедур привлечения и отбора персонала.

  60. Профессиональная и социальная мотивация в деятельности менеджера.

  61. Хоторнские эксперименты и их вклад в учение о неформальных группах на производстве.

  62. Критерии адаптации персонала.

  63. Внутригрупповые и межгрупповые конфликты и способы их разрешения.

  64. Формализация организационных процессов: методы разработки основных документов организации, регулирующих поведение.

  65. Личность и поведение в бюрократической организации: сильные и слабые стороны бюрократии.

  66. Проектирование и разработка альбома должностных инструкций.

  67. Внутренний корпоративный устав организации и его разработка.

  68. Проектирование рабочего места.

  69. Особенности материального и нематериального стимулирования труда.

  70. Работа менеджера с неформальными группами.

  71. Стилевые характеристики поведения менеджера.

  72. Формальные коммуникации в организации: цели и возможности формализации делового обращения.

  73. Социальная политика организации.

  74. Кадровая политика организации.

  75. Организационно-культурные регуляторы поведения.

  76. Этический кодекс организации.

  77. Организационное поведение на разных стадиях жизненного цикла организации.

  78. Коллективная одержимость, толпа и организационные предпосылки возникновения.

  79. Управление карьерой сотрудников в организациях с развитой корпоративной культурой.

  80. Технология переговоров и организационное поведение участников.

2.4.1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Основой учебного процесса является самостоятельная работа студента, под которой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности обучаемых.

Важнейшим элементом самостоятельной работы является выполнение контрольных, которое способствует более глубокому усвоению курса, закреплению полученных на лекциях знаний, служит одной из форм проверки знаний студентов. Тему контрольной работы студент выбирает самостоятельно согласно последней цифре учебного шифра. Допускается, по согласованию с преподавателем, модификация темы.

Важнейшей частью работы над темой является составление плана. Необходимо глубоко изучить рекомендованную и выбранную самостоятельно литературу, уяснить содержание темы, выделить основные ее проблемы. В план рекомендуется включить 3 основных вопроса темы, а также введение и заключение. Во введении обосновать теоретическое и практическое значение темы, степень ее разработанности. В основной части необходимо раскрыть содержание темы. Положения работы студент должен обосновать, подкрепить примерами, цифрами и фактами. Тема должна быть изложена логически последовательно, в соответствии с составленным планом. В заключении необходимо сделать выводы.

Объем контрольной работы должен составлять 20-30 страниц текста, набранного на компьютере шрифтом 14 через 1,5 интервала.

Написание контрольной работы предполагает подбор и изучение литературы. Литература, приведенная в рабочей программе, носит рекомендательный характер.

В конце работы следует привести список использованной литературы с указанием фамилий и инициалов авторов, названий работ, места и года издания. После приведенных в работе цитат, схем, цифровых данных из каких-либо источников нужно в квадратных скобках указать номер этого источника в списке литературы и страницу. Страницы контрольной работы должны быть пронумерованы.

На титульном листе необходимо написать название учебного заведения, факультета, название дисциплины, тему работы, свою фамилию и инициалы, учебный шифр. На последней странице поставьте дату написания и подпись.

Контрольная работа выполняются в сроки, установленные учебным планом.

2.5. ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ

  1. Основы организационного поведения: понятие организационного поведения, факторы, влияющие на него. Организационное поведение как предмет изучения, управления и развития.

  2. Теории поведения человека в организации.

  3. Модели организационного поведения (теории Х, Y, Z, авторитарная модель, модель опеки, поддерживающая модель, коллегиальная модель).

  4. Личностный аспект взаимодействия человека и организационного окружения: восприятие, составляющие процесса восприятия.

  5. Понятие личности. Черты формирования личности.

  6. Характеристики личности. Стереотипы работающего человека.

  7. Типологии личности.

  8. Понятие группы. Типы групп и их структура, общие характеристики групп.

  9. Факторы, влияющие на создание групп (персональные, ситуационные).

  10. Понятие рабочей группы. Формирование команд: условия формирования, стадии становления, условия эффективной команды.

  11. Причины вступления в неформальные группы, характеристики неформальных групп.

  12. Управление неформальной группой. Факторы, влияющие на эффективность работы групп.

  13. Стадии развития группы.

  14. Межгрупповое поведение. Влияние и подчинение. Сплоченность группы.

  15. Взаимодействие человека и организации. Сотрудничество и конкуренция. Солидарное поведение.

  16. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации.

  17. Межличностные коммуникации: коммуникационные стили, препятствия эффективности коммуникаций.

  18. Межличностное общение. Уровни межличностного общения.

  19. Искусство общения. Вербальные и невербальные характеристики коммуникаций.

  20. Искажения в процессе коммуникаций. Барьеры в организации.

  21. Деловое общение. Подготовка и проведение переговоров.

  22. Деловая беседа. Совещание, дискуссии.

  23. Коммуникативное поведение руководителя.

  24. Понятие о мотивации. Мотивы и их виды; общие, первичные и вторичные.

  25. Общая характеристика мотивации. Трудовая мотивация. Потребности, побуждения. Мотивационный процесс.

  26. Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей Маслоу; теория «достижения-власть» МакКлелланда; теория потребностей (ERD) Альдерфера; двухфакторная модель мотивации Герцберга.

  27. Процессуальные теории мотивации: теория подкепления Б. Скиннера и А. Бандуры; теории ожиданий и справедливости Виктора Врума; модель Портера-Лоулера.

  28. Современные теории мотивации: теория справедливости С. Адамса, теория постановки целей (целеполагания).

  29. Власть и личное влияние, каналы власти (принуждение, влияние, компетенция, информация, должностное положение, авторитет, награждение

  30. Природа лидерства. Менеджер и лидер.

  31. Подходы к изучению лидерства (личностный, поведенческий, процессный, ситуационный).

  32. Поведенческий подход к изучению лидерства (стили руководства) (К.Левин, исследования Университета Огайо, «решетка лидерства» Блейка и Моутон).

  33. Процессный подход к изучению лидерства (теория трансформирующего лидерства, теория вертикальной парной связи).

  34. Ситуационные теории лидерства (модель случайного лидерства Фидлера, модель П.Херши и К.Бланшара, нормативная модель Врума-Йеттона-Яго).

  35. Конфликты: определение, сущность и роль в современной организации.

  36. Классификация конфликтов. Стадии конфликта.

  37. Причины возникновения конфликтов, последствия конфликтов. Методы разрешения конфликтов.

  38. Типы реакции людей на конфликт (уклонение, участие, соревнование, поиск компромисса, сотрудничество).

  39. Стресс на рабочем месте. Причины и симптомы стресса.

  40. Влияние стресса на здоровье работников. Индивидуальные методы борьбы со стрессом. Способы борьбы со стрессом в организации.

  41. Сущность и взаимосвязь функций управления (планирование, организация мотивация, контроль).

  42. Понятие техники руководства (рамочное управление, управление с помощью делегирования, управления по целям).

  43. Средства руководства: информирование, беседа, обсуждение, переговоры, критика, порицание, участие.

  44. Понятие и роль организационной (корпоративной) культуры в организации.

  45. Основные источники и элементы организационной культуры.

  46. Принципы формирования корпоративной культуры в организации.

  47. Типы организационной культуры.

  48. Формирование, поддержание и изменение организационной культуры.

  49. Имидж человека, организации. Принципы создания имиджа. Формула воздействия имиджа.

  50. Природа организационных изменений. Сопротивление переменам: причины, виды, последствия.

  51. Модели организационных изменений.

  52. Осуществление изменений. Этапы процесса изменений.

  53. Управление организационными изменениями. Планирование и осуществление изменений. Поддержка процесса изменений.

  54. Методы организационных изменений. Методы индивидуальных преобразований. Методы групповых изменений. Методы развития организаций.

  55. Личность и глобализация. Моно-, полиактивные и реактивные культуры

  56. Организационное поведение в системе международного бизнеса: моделирование поведения менеджера, критерии выбора моделей поведения.

  57. Восприятие ценностей других культур.

  58. Проблемы создания многонациональных команд.

  59. Управление межкультурными различиями. Отношения между материнской и дочерними компаниями (этноцентрические, полицентрические, регионоцентрические, геоцентрические).

  60. Стратегии управления межкультурными различиями (игнорирование, минимизация, использование).

2.6. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Аширов Д.А. Организационное поведение. – СПб.: Проспект, ТК Велби, 2006.

  2. Баранова И.П. Организационное поведение. – М.: Инфра-М, 2007.

  3. Гемьман-Павлова И.В. Организационное поведение. Конспект лекций. – М.: Юрайт, 2011.

  4. Джеральд Гринберг, Роберт Бэйрон. Организационное поведение: от теории к практике. – М.: Вершина, 2004.

  5. Зайцева Л.Г., Соколова М.И. Организационное поведение. – М.:Магистр, 2008.

  6. Захаров Н.А. Организационное поведение государственных служащих. – М.: Инфра-М, 2010.

  7. Зготник Л.В. Организационное поведение. – М.: Дашков и Ко, 2010.

  8. Зельдович Б.З. Организационное поведение. – М.: Аспект-Пресс, 2008.

  9. Иванникова Н.Н. Организационное поведение. Краткий курс. – М.: Окей-книга, 2009.

  10. Кочеткова А.И. Организационное поведение и организационное моделирование. М.: – Дело АНХ, 2011.

  11. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. – М.: Юнити-Дана, 2009.

  12. Крюков С.В. Организационное поведение. Теория и практика. – М.: Феникс, 2006.

  13. Латфуллина Г.Р., Громовой О.Н. Организационное поведение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007.

  14. Мартынова Р.В. Основы организационного поведения. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2008.

  15. Никуленко Т.Г. Организационное поведение. – М.: Феникс, 2006.

  16. Одегов Ю.Г., Сидорова В.Н., Козлов В.В. Организационное поведение в структурно-логических схемах. – М.: Альфа-Пресс, 2007.

  17. Оксинойд К.Э. Организационное поведение. – М.: Кнорус, 2009.

  18. Резник С.Д. Организационное поведение. – М.: Инфра-М, 2009.

  19. Резник С.Д., Игошина И.А. Организационное поведение: практикум. – М.: Инфра-М, 2010.

  20. Семиков В.А. Организационное поведение руководителя. – М.: Академический проект, Гаудеамус, 2004.

  21. Спивак В.А. Организационное поведение: конспект лекций. – М.: Юрайт, 2011.

  22. Стивен П. Роббинз. Основы организационного поведения. – М.: Вильямс, 2006.