Похожие публикации

«Тень» Е. Л. Шварца»
Документ
1. Вступление Едва ли можно назвать в нашей литературе имя писателя, который был бы в такой степени, как Е.Л. Шварц, верен сказке и в такой же степени...полностью>>

Использование проектного обучения на уроках технологии как средство формирования компьютерной компетентности обучающихся
Документ
Возникновение опыта связано с пониманием, что в наше время, время повальной компьютеризации, технология перешла в разряд не самой престижной науки. Эт...полностью>>

Программа учебного курса методы исследования реальной структуры и состава материалов
Программа
квазикристаллы, фуллерены, магнитные кристаллы с особыми свойствами, высокотемпературные сверхпроводящие керамики и монокристаллы, сегнетоэлектрики, с...полностью>>

Методические указания к выполнению лабораторных работ по курсам «Технологические процессы в машиностроении» и «Технология конструкционных материалов» для студентов, обучающихся по направлению 150700 «Машиностроение»
Методические указания
министерство образования и науки российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образ...полностью>>



Учебный план 3 иностранный язык 4 отечественная история 17

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Бельская Е.В.

Учебная дисциплина «Отечественная история» относится к числу обязательных общеобразовательных дисциплин. Студентам и дневной и заочной формам обучения преподается на первом курсе. Объем нагрузки для заочной формы обучения – 100 часов из них: лекционных-8 час., семинарские занятия – 4 час., самостоятельная работа студентов – 88 час. Студенты ОЗО выполняют контрольную работу и во втором семестре сдают экзамен.

Целью курса «Отечественная история» является последовательное и поэтапное рассмотрение основных исторических явлений и процессов относящихся к прошлому нашей Родины, осознание сущности, форм, функций исторического сознания, отражая при этом диалектичность и преемственность исторических периодов, приобретение навыков объективной оценки прошлого и настоящего, чувства гражданственности, ответственности и социально-исторического оптимизма, ознакомление с различными точками зрения по дискуссионным проблемам, обращая внимание обучающихся на формирование и эволюцию исторических понятий и категорий, отображая общее и особенное в историческом развитие России и ее место во всемирно- историческом процессе.

Предметом курса является история Отечества с древнейших времен до наших дней, представляющая собой мощную составляющую общего развития мировой цивилизации.

Отечественная история является одной из обязательных общеобразовательных дисциплин и ведется на всех факультетах (кроме исторического), независимо от формы обучения. Основные требования к уровню подготовки будущего специалиста определены Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Содержание дисциплины позволяет решать следующие задачи:

- определить объект, предмет и функции исторической науки;

- представить Отечественную историю, как неотъемлемую часть Мировой истории, отразив диалектичную целостность прошлого и настоящего;

-формировать историзм мышления помогающий видеть общество в историческом развитии, оценивать явления общественно-политической и социально- экономической жизни по отношению к их прошлому и в соотношении последующим ходом развития событий;

- осветить весь исторически путь России на конкретном фактологическом материале, обобщив многосторонний опыт исторического развития государства, его преобразовательную деятельность, организационно-государственное строительство в различных исторических условиях;

- помочь овладеть системой принципов и методов исторического исследования, основывающихся на диалектико-материалистической теории исторического познания;

- раскрыть на конкретном материале неоднозначность исторического процесса, отражая неразрывную зависимость назревающих противоречий и их разрешение;

- представить историю Отечества в многообразии человеческих судеб в виде противоборства людей и идей, столкновений, част взаимоисключающих друг друга позиций; показать роль и значения исторической культуры в жизни лю­дей, отразить взаимосвязь культуры с различными сторонами жизнедеятельности общества;

- акцентировать внимание на сложности нравственного выбора при оценке исторических событий, на степень ответственности человека в сегодняшней действительности и в будущем.

Отечественная история как учебная дисциплина нацелена на обеспечение учебного процесса, подготавливающего специалиста для работы в учреждениях среднего общего (полного) образования.

Дисциплина направлена на подготовку студентов к выполнению следующих видов профессиональной деятельности: учебно-воспитательную; научно – методическую; культурно – просветительскую.

Изучение дисциплины «Отечественная история» способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

в области учебно – воспитательной деятельности:

-организации процесса обучения истории в соответствии с образовательными программами;

-осуществлению планирования и проведения учебных занятий по истории с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

-эффективному использованию современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения истории, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

-применению современных средств оценивания результатов обучения;

- формированию у учащихся духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

- реализации личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;

- интеллектуальному, нравственному, правовому, эстетическому воспитанию личности учащегося;

- воспитание у учащихся уважительного отношения к культурно – историческому наследию.

в области научно-методической деятельности:

- выполнению научно-методической работы, участию в работе научно-методических объединений;

- выявлению взаимосвязей научно-исследовательского и учебного процессов в образовательном учреждении, возможностей использования собственных научных исследований в качестве совершенствования образовательного процесса;

- овладению основами научно-методической работы, навыками самостоятельной методической проработки профессионально ориентированного материала (трансформация, структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, и его моделирование);

- формированию логики и методологии научных исследований, определение целей и задач исследований;

- применению адекватных поставленным задачам методов и методик исследований;

-обработке и оформлению результатов исследований с использованием компьютерной техники;

- анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования.

в области культурно-просветительной деятельности:

- формировании общей культуры учащихся (мировоззрения, мышления, приемов учебной и познавательной деятельности);

- организации культурно-просветительской, досуговой деятельности

детей и подростков с учетом специфики преподаваемого предмета;

- использование культурного наследия региона (города);

- организации дополнительного образования обучающихся;

- организационном и информационном обеспечении культурно-просветительской деятельности средств массовой информации

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Изучение учебного курса позволит студентам овладеть знаниями, умением и навыками, которые обеспечат возможность к ориентации в общеисторическом процессе, будут востребованы в период работы, способствуя повышению ее эффективности, и для анализа процессов, происходящих в современном мире, что призвано отразиться в период внеклассного общения с учащимся и их родителями. Для этого студенты должны научиться общим принципам подготовки при решении познавательных проблем, методам исторического анализа, осознанию результатов исторических событий, объяснению их причин, их преимуществ и недостатков.

В процессе изучения учебной дисциплины «Отечественная история», обучаемые овладевают прочной основой профессионального уровня и окончанию курса студента должны знать:

- концептуальные основы исторической науки и ее место в системе гуманитарных дисциплин;

- системную периодизацию дисциплины;

- о генезисе человечества, рас и народов;

- основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей, источники исторического знания приемы работы с ними;

- специфику формирования и развития Гражданского общества;

- изменения в сословной системе организации общества и формирование классов;

- основные направления рационального реформирования в современной России.

уметь:

- выделить теоретические и прикладные компоненты историче­ского знания;

- аналитически представлять важнейшие события в истории Отечества;

- проследить истоки возникновения и развития важнейших исторических событий;

- грамотно прокомментировать основное содержание эпохальных событий в Мировой и Отечественной истории;

- воспроизвести информацию о предмете обсуждения, связанного с историей Отечества;

- выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, относя­щимся к историческому прошлому, владеть основами исторического мышления.

- выполнить самостоятельно письменную работу на основе изучения литературы и информации глобальной сети internet.

иметь навыки:

- комплексного подхода к оценке исторических событий;

- самостоятельной постановки локальной исследовательской историко-научной проблемы;

- владеть информационными технологиями, работать с моногра­фиями, публицистикой и периодической печатью;

- расширения своей эрудиции на основе интереса к истории;

- ориентироваться в современной политической ситуации, дос­тупно и логично излагать свою точку зрения на проблемные по­литические вопросы;

- показать самостоятельность мышления и взглядов, обосновать свою гражданскую позицию;

- приемам и методикой научного анализа и критического отношения к исторической литературе;

- подготовки для выступления с докладами и мультимедийными проектами (презентациями) на предложенные темы.

По окончанию процесса изучения курса «Отечественная история» студенты должны иметь представление:

- о развитии экономики на протяжении изучаемого периода;

- об общих тенденциях внешнеполитического курса;

- о различных оценках некоторых явлений и событий российской истории;

- о важнейших достижениях российской и советской науки и техники;

- о составляющих российскую культуру;

- об особенностях функционирования политических Академияов.

Полученные знания призваны явиться прочной основой для других общественных дисциплин, с тем, чтобы к окончанию вуза страна получила молодых специалистов, профессионально соответствующих требованиям современной жизни.

Методические рекомендации к подготовке и проведению экзамена по дисциплине

Курсовой экзамен по дисциплине включает вопросы по всем изученным темам. Подготовка к экзамену студентами осуществляется по материалам лекции, рекомендованным учебным пособиям и материалам, подготовленным студентами к семинарским занятиям. При ответе на экзамене студент должен показать знание фактического материала, основных дат, понятий, терминов в рамках вопроса, а также документов, и в свободной форме уметь отстоять собственную точку зрения. При недостаточном раскрытии темы экзаменатор вправе задать дополнительные вопросы. Каждый билет включает два вопроса.

Учебная дисциплина «Отечественная история» относится к числу обязательных общеобразовательных дисциплин. Студентам и дневной и заочной формам обучения преподается на первом курсе. Объем нагрузки для заочной формы обучения – 100 часов из них: лекционных-8 час., семинарские занятия – 4 час., самостоятельная работа студентов – 88 час. Студенты ОЗО выполняют контрольную работу и во втором семестре сдают экзамен.

Целью курса «Отечественная история» является последовательное и поэтапное рассмотрение основных исторических явлений и процессов относящихся к прошлому нашей Родины, осознание сущности, форм, функций исторического сознания, отражая при этом диалектичность и преемственность исторических периодов, приобретение навыков объективной оценки прошлого и настоящего, чувства гражданственности, ответственности и социально-исторического оптимизма, ознакомление с различными точками зрения по дискуссионным проблемам, обращая внимание обучающихся на формирование и эволюцию исторических понятий и категорий, отображая общее и особенное в историческом развитие России и ее место во всемирно- историческом процессе.

Предметом курса является история Отечества с древнейших времен до наших дней, представляющая собой мощную составляющую общего развития мировой цивилизации.

Отечественная история является одной из обязательных общеобразовательных дисциплин и ведется на всех факультетах (кроме исторического), независимо от формы обучения. Основные требования к уровню подготовки будущего специалиста определены Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Содержание дисциплины позволяет решать следующие задачи:

- определить объект, предмет и функции исторической науки;

- представить Отечественную историю, как неотъемлемую часть Мировой истории, отразив диалектичную целостность прошлого и настоящего;

-формировать историзм мышления помогающий видеть общество в историческом развитии, оценивать явления общественно-политической и социально- экономической жизни по отношению к их прошлому и в соотношении последующим ходом развития событий;

- осветить весь исторически путь России на конкретном фактологическом материале, обобщив многосторонний опыт исторического развития государства, его преобразовательную деятельность, организационно-государственное строительство в различных исторических условиях;

- помочь овладеть системой принципов и методов исторического исследования, основывающихся на диалектико-материалистической теории исторического познания;

- раскрыть на конкретном материале неоднозначность исторического процесса, отражая неразрывную зависимость назревающих противоречий и их разрешение;

- представить историю Отечества в многообразии человеческих судеб в виде противоборства людей и идей, столкновений, част взаимоисключающих друг друга позиций; показать роль и значения исторической культуры в жизни лю­дей, отразить взаимосвязь культуры с различными сторонами жизнедеятельности общества;

- акцентировать внимание на сложности нравственного выбора при оценке исторических событий, на степень ответственности человека в сегодняшней действительности и в будущем.

Отечественная история как учебная дисциплина нацелена на обеспечение учебного процесса, подготавливающего специалиста для работы в учреждениях среднего общего (полного) образования.

Дисциплина направлена на подготовку студентов к выполнению следующих видов профессиональной деятельности: учебно-воспитательную; научно – методическую; культурно – просветительскую.

Изучение дисциплины «Отечественная история» способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

в области учебно – воспитательной деятельности:

-организации процесса обучения истории в соответствии с образовательными программами;

-осуществлению планирования и проведения учебных занятий по истории с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

-эффективному использованию современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения истории, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

-применению современных средств оценивания результатов обучения;

- формированию у учащихся духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

- реализации личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;

- интеллектуальному, нравственному, правовому, эстетическому воспитанию личности учащегося;

- воспитание у учащихся уважительного отношения к культурно – историческому наследию.

в области научно-методической деятельности:

- выполнению научно-методической работы, участию в работе научно-методических объединений;

- выявлению взаимосвязей научно-исследовательского и учебного процессов в образовательном учреждении, возможностей использования собственных научных исследований в качестве совершенствования образовательного процесса;

- овладению основами научно-методической работы, навыками самостоятельной методической проработки профессионально ориентированного материала (трансформация, структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, и его моделирование);

- формированию логики и методологии научных исследований, определение целей и задач исследований;

- применению адекватных поставленным задачам методов и методик исследований;

-обработке и оформлению результатов исследований с использованием компьютерной техники;

- анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования.

в области культурно-просветительной деятельности:

- формировании общей культуры учащихся (мировоззрения, мышления, приемов учебной и познавательной деятельности);

- организации культурно-просветительской, досуговой деятельности

детей и подростков с учетом специфики преподаваемого предмета;

- использование культурного наследия региона (города);

- организации дополнительного образования обучающихся;

- организационном и информационном обеспечении культурно-просветительской деятельности средств массовой информации

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Изучение учебного курса позволит студентам овладеть знаниями, умением и навыками, которые обеспечат возможность к ориентации в общеисторическом процессе, будут востребованы в период работы, способствуя повышению ее эффективности, и для анализа процессов, происходящих в современном мире, что призвано отразиться в период внеклассного общения с учащимся и их родителями. Для этого студенты должны научиться общим принципам подготовки при решении познавательных проблем, методам исторического анализа, осознанию результатов исторических событий, объяснению их причин, их преимуществ и недостатков.

В процессе изучения учебной дисциплины «Отечественная история», обучаемые овладевают прочной основой профессионального уровня и окончанию курса студента должны знать:

- концептуальные основы исторической науки и ее место в системе гуманитарных дисциплин;

- системную периодизацию дисциплины;

- о генезисе человечества, рас и народов;

- основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей, источники исторического знания приемы работы с ними;

- специфику формирования и развития Гражданского общества;

- изменения в сословной системе организации общества и формирование классов;

- основные направления рационального реформирования в современной России.

уметь:

- выделить теоретические и прикладные компоненты историче­ского знания;

- аналитически представлять важнейшие события в истории Отечества;

- проследить истоки возникновения и развития важнейших исторических событий;

- грамотно прокомментировать основное содержание эпохальных событий в Мировой и Отечественной истории;

- воспроизвести информацию о предмете обсуждения, связанного с историей Отечества;

- выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, относя­щимся к историческому прошлому, владеть основами исторического мышления.

- выполнить самостоятельно письменную работу на основе изучения литературы и информации глобальной сети internet.

иметь навыки:

- комплексного подхода к оценке исторических событий;

- самостоятельной постановки локальной исследовательской историко-научной проблемы;

- владеть информационными технологиями, работать с моногра­фиями, публицистикой и периодической печатью;

- расширения своей эрудиции на основе интереса к истории;

- ориентироваться в современной политической ситуации, дос­тупно и логично излагать свою точку зрения на проблемные по­литические вопросы;

- показать самостоятельность мышления и взглядов, обосновать свою гражданскую позицию;

- приемам и методикой научного анализа и критического отношения к исторической литературе;

- подготовки для выступления с докладами и мультимедийными проектами (презентациями) на предложенные темы.

По окончанию процесса изучения курса «Отечественная история» студенты должны иметь представление:

- о развитии экономики на протяжении изучаемого периода;

- об общих тенденциях внешнеполитического курса;

- о различных оценках некоторых явлений и событий российской истории;

- о важнейших достижениях российской и советской науки и техники;

- о составляющих российскую культуру;

- об особенностях функционирования политических институтов.

Полученные знания призваны явиться прочной основой для других общественных дисциплин, с тем, чтобы к окончанию вуза страна получила молодых специалистов, профессионально соответствующих требованиям современной жизни.

Методические рекомендации к подготовке и проведению экзамена по дисциплине

Курсовой экзамен по дисциплине включает вопросы по всем изученным темам. Подготовка к экзамену студентами осуществляется по материалам лекции, рекомендованным учебным пособиям и материалам, подготовленным студентами к семинарским занятиям. При ответе на экзамене студент должен показать знание фактического материала, основных дат, понятий, терминов в рамках вопроса, а также документов, и в свободной форме уметь отстоять собственную точку зрения. При недостаточном раскрытии темы экзаменатор вправе задать дополнительные вопросы. Каждый билет включает два вопроса.

Перечень вопросов к экзамену

  1. Образование Древнерусского государства. Социально-экономические отношения в древнерусском обществе. Христианизация Руси.

  2. Русь в эпоху феодальной раздробленности (причины, характеристика Владимиро-Суздальской, Галицко-Волынской и Новгородской земель).

  3. Монголо-татарское нашествие на Русь, борьба с агрессией крестоносцев в XIII в.

  4. Причины и этапы образования русского единого государства (конец XIII-первая половина XVI вв.).

  5. Внутренняя политика и реформы Ивана Грозного. Особенности политического развития Московского государства в XVI в.

  6. Внешняя политика Московского государства в XVI в. (основные направления, их характеристика)

  7. Смутное время (причины, этапы, особенности, последствия).

  8. Внутренняя и внешняя политика России в XVII в.

  9. Реформы Петра I. (истоки, характеристика, значение и цена).

  10. Российская империя во второй половине XVIII в. (социально-экономическое развитие, реформы Екатерины II, Павла I).

  11. Общественно-политическая мысль и социальные движения в эпоху «просвещенного абсолютизма».

  12. Внешняя политика России в XVIII в. (Северная война, отношения с Польшей, Турцией, Швецией, западноевропейскими странами).

  13. Реформы государственного управления в первой половине XIX в.

  14. Общественные движения в России в первой половине XIX в. (декабристы, консерваторы, западники и славянофилы).

  15. Внешняя политика России в первой половине XIX в. (участие в антифранцузских коалициях, войны с Ираном, Турцией, Швецией, Отечественная война 1812 г., Венский конгресс).

  16. Особенности социально-экономического развития России во второй половине XIX в.

  17. Реформы и «контрреформы» во второй половине XIX в.

  18. Внешняя политика во второй половине XIX в. (крымская война 1853-1856 гг., присоединение Средней Азии, русско-турецкая война 1877-1878 гг., русско-французский союз).

  19. Подъем общественного движения во второй половине XIX в. (консерваторы, либералы, радикалы).

  20. Культурная эволюция Российской империи (XVIII-XIX вв.)

  21. Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX-XX вв. (особенности, реформы С.Ю. Витте, П.А. Столыпина).

  22. Формирование политических партий в России в начале XX в. Революция 1905-1907 гг.

  23. Возникновение российского парламентаризма. Работа I-IV Государственных Дум.

  24. Революционные события 1917 г., установление советской власти.

  25. Внешняя политика России в начале XX в. (русско-японская война, образование Антанты, балканские кризисы, I мировая война).

  26. Развитие советской государственности в 20-30-е гг. XX в.

  27. Социально-экономическая политика советского государства 1917-1930 гг.

  28. Социально-политические движения в 20-30-е гг. XX в.

  29. Внешняя политика советского государства в 20-30-е гг. XX в.

  30. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

  31. Послевоенное восстановление экономики СССР (4 и 5 пятилетки, проблемы, тенденции развития).

  32. Преобразования государственного аппарата. Репрессии в конце 40 – начале 50-х гг. XX в.

  33. Внешняя политика СССР после войны.

  34. Политическое и социально-экономическое развитие СССР в период реформ Н.С. Хрущева.

  35. Либерализация внешнеполитического курса СССР в середине 50 – начале 60-х гг. XX в.

  36. Смена политического курса в середине 60-х гг. XX в. Конституция 1977 г.

  37. Реформы и их противоречия в СССР в середине 60 – середине 80-х гг. Причины экономического кризиса в начале 80-х гг. XX в.

  38. Международное положение СССР в середине 60 – середине 80-х гг. XX в. (политика «разрядки» и ее крах).

  39. Реформы в области политики и экономики в период перестройки СССР (1985-1991 гг.)

  40. Формирование Российской Федерации. Чеченский кризис.