Похожие публикации

Тесты. Молекула 2-гидроксипропановой (молочной) кислоты содержит
Тесты
1. Составить уравнения реакций масляной (бутановой) кислоты с кальцием; гидроксидом меди (II); гидросульфитом натрия; пропанолом-2. Назвать все вещест...полностью>>

Тема работы: «Открытое мероприятие «Города России»
Документ
Хочу познакомить Вас с проведенным мною открытым мероприятием для первых классов «Города России». Идея разработки праздника основывалась, прежде всего...полностью>>

Пояснительная записка. 3 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по английскому языку составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, пр...полностью>>

Пояснительная записка. 3 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по английскому языку составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, пр...полностью>>



Программа и методические рекомендации «Организация ученического самоуправления в школе. Ученическое самоуправление как средство развития и саморазвития личности обучающегося». Автор-составитель

Программа

и методические рекомендации

«Организация ученического самоуправления в школе. Ученическое самоуправление как средство развития и саморазвития личности обучающегося».

Автор–составитель:

Игнатенко С.С.,
методист МБОУ Методический центр
образования г. Ростова – на – Дону,

 

2012г

« Возбудите в человеке искренний интерес ко

всему полезному, высшему, нравственному-

и вы можете быть спокойны, что он сохранит

всегда человеческое достоинство. В этом и должна состоять

цель воспитания и учения»

К.Д.Ушинский

  1. Пояснительная записка

В концепции модернизации российского образования на период до 2015 года определены важность и значение самоуправления для развития государственно-общественной системы управления образовательным учреждением, социализации и профессионального самоопределения учащихся. В соответствии с этим в школе применяются различные формы самоуправления, действуют разнообразные модели классного ученического самоуправления, включенные в общую систему самоуправления школой.

Понятие "самоуправление" появилось ещё с времён педагогической деятельности А.С. Макаренко, Н.К.Крупской. Были разработаны положения по самоуправлению, например: о построении самоуправления снизу, а не сверху, о целостности системы, об организации коллективной деятельности в органах самоуправления, а не развитие поручений. " Члены малочисленных комиссий работают сверх сил, а остальная ученическая масса остаётся пассивной... Многое надо хорошенько обдумать и подойти к новым формам самоуправления, к таким формам, которые действительно воспитывали бы умение коллективно работать, коллективно жить" ( Крупская Н.К. о коммунистическом воспитании школьников. - М., 1978. С.97.)

Современная педагогика дает определение понятию «самоуправление» как принципу автономного управления малыми сообществами, общественными организациями и объединениями в гражданском обществе.

Самоуправление общеобразовательного учреждения наравне с единоначалием - это принцип управления общеобразовательным учреждением (школой, гимназией, лицеем и пр.) с вовлечением в этот процесс всех равноправных участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся), имеющих на основании федерального законодательства право на участие в управлении образовательным учреждением.

Рассматривая ученическое самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей, необходимо акцентировать внимание на важнейшем компоненте ученического самоуправления – детской общественной организации (объединении). В реестре детских и молодежных организаций города Ростова-на-Дону дается определение детской и молодежной организации как добровольное, самодеятельное, самоуправляемое объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности на основе общих целей и интересов. Взаимоотношения детской общественной организации (или нескольких организаций) с другими формированиями образовательного учреждения строятся на партнерских началах на основе договора или соглашения.

Детская общественная организация на базе образовательного учреждения может функционировать в форме творческого объединения обучающихся по интересам - форма организации творческой деятельности в системе дополнительного образования детей. Такие объединения сегодня развиваются и на базе общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев). Любое творческое объединение детей осуществляет свою деятельность на основе образовательной программы.

Детские общественные организации и органы ученического самоуправления и (объединения), создаваемые на базе образовательного учреждения, выполняют важнейшую задачу на пути модернизации качества общего образования - воспитание духовно - нравственных ориентиров личности, развитие эмоциональной отзывчивости школьников, формирование системы умений и навыков, позволяющих ему в доступных возрасту формах творчески преобразовывать окружающую действительность, выражать своё отношение к миру. Созидательная сила творчества, продуктивные формы самостоятельной деятельности, содержат в себе большой воспитательный потенциал.

Современное общество ставит перед образовательными учреждениями новые задачи, решение которых позволит молодому поколению наиболее полно реализовать себя в общественной жизни. На основе добровольного сотрудничества волонтерская работа способствует развитию у обучающихся чувства отвественности, справедливости, нужности своему обществу – формируется конативный компонент личности – обучающийся начинает реализовывать себя, проявляя важнейшие качества личности, которые в последствии помогут ему стать полноценным членом общества. Волонтерская работа обучающихся может быть огранизована совместно с общественными организациями в форме социально-значимых дел – помощь ветеранам, работа с обучающимися в Домах ребенка.

Выполняя поставленные задачи школа способствует интеллектуальному и гармоничному социальному развитию, формирует чувство ответственности за свои поступки и готовности к выполнению своих гражданских обязанностей перед обществом.

Программа призвана помочь обучающимся гармонично пройти социализацию в образовательном учреждении, подготовиться к жизни в окружающем мире, максимально сократить негативное влияние социума на становление обучающегося- путем своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта. Все это позволит школьникам

уверенно действовать в различных жизненных ситуациях, наиболее целесообразным и безопасным для себя и окружающих способом, а также осуществлять свои жизненные планы, не вступая в конфликт с социумом. Программа "Ученическое самоуправление" призвана способствовать становлению подростка как социально активной личности, способной быть полноценным членом гражданского общества. Программа способствует формированию у школьников нравственных понятий и опыта, гуманистических ценностных ориентаций:

  • Жизнь человека, его достоинство и право на индивидуальность;

  • Родные и близкие люди, их любовь и забота;

  • Добрые отношения с окружающими людьми, взаимопонимание, дружба;

  • Школа – малый Дом со своей историей, особенностями устройства, традициями и отличительными чертами характера его обитателей – источник развития и предмет гордости.

Цели:

  • Организация общности детей для удовлетворения потребностей каждой личности в саморазвитии, самореализации, самоутверждении, самоопределении, самоактуализации, саморегуляции.

  • Создание благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократической культурой.

  • Формирование у ученика адекватной современному уровню знаний и уровню обучения целостной картине мира;

  • Формирование принципов ученического самоуправления и соуправления;

  • Формирование общей культуры личности.

  • Формирование потребностей и навыков самообразования.

  • Создание основы для выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

  • Воспитание высоконравственного человека- гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Задачи:

  • Создание системы ученического самоуправления как среды, обеспечивающей позитивную социализацию каждого учащегося.

  • Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого учащегося с учетом его возможностей.

  • Предоставление учащимся возможности моделирования вместе с педагогами системы управления школой (прогнозировать, организовывать, исполнять и анализировать учебно-воспитательный процесс).

  • Развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, начальных навыков коллективной и руководящей деятельности.

  • Развитие навыков и способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.

  • Использование адекватных форм в реализации своих замыслов.

  • Диагностирование и анализ результатов деятельности обучающегося и его окружения.

  • Развитие инициативы, творческой индивидуальности обучающегося;

  • Развитие умений включаться в диалог со сверстниками и педагогами по решению поставленных задач.

  • Умение проявлять свои познания, пытаться анализировать ситуацию, выражать своё к ней отношение.

  • Развитие готовности быть активным, умение вести работу самостоятельно.

Программа учитывает два подхода современной педагогики к

воспитательной работе:

1. Гуманистический подход. Гуманистическое воспитание направлено на создание в образовательном учреждении обстановки социальной защищенности ребенка и отношений содружества в школьном коллективе. В практической деятельности педагогов гуманистический подход отражается в следующем:

- педагог опирается на активную позицию обучающихся, на самостоятельность и инициативу;

- уважительно относится к обучающимся;

- педагог защищает интересы обучающихся и помогает им в решении актуальных проблем;

- формирует гуманистические отношения, которые не позволяют унижать достоинства учащихся.

2. Деятельностный подход. Основными видами деятельности в образовательном учреждении являются игровая, трудовая, благотворительная, творческая, досуговая. По мнению Л.С. Выготского, наивысшего результата можно добиться не в индивидуальном, а в общественном характере деятельности. Результатом участия обучающихся в общественной деятельности являются формирование и развитие у них таких качеств, как ответственность, самостоятельность, социальная активность, коммуникативность, умение адаптироваться. Задача педагогов - направить деятельность учащихся в такое русло, чтобы их действия были одобряемы и признаваемы. Именно таким механизмом выступает ученическое самоуправление.

II.Педагогическое сопровождение развития ученического самоуправления

Основным структурным элементом самоуправления является первичный коллектив- класс. Истинное самоуправление рождается снизу. Общешкольные органы самоуправления координируют деятельность в первичных коллективах.

Классному руководителю необходимо организовать работу по изучению индивидуальных особенностей учащихся и выделению групп по интересам. Для этого по программе предварительного контроля, определяющего наиболее эффективные методы работы педагога, в среде обучающихся выбираются командиры групп, формируется актив группы. Что позволяет каждому обучающемуся получить свою сферу деятельности, и на него возлагается ответственность за ее выполнение. Цель работы с педагогическим коллективом на этом этапе - добиться, чтобы учителя не брали на себя функции обучающихся. При участии классного руководителя обучающиеся сами планируют свою деятельность, организуют ее выполнение, анализируют свои результаты. Особое внимание в разработке программ по организации самоуправления в образовательных учреждениях уделяется функциям педагогического коллектива в этом процессе. Для обучающихся проводятся тренинги и практические игры, направленные на включение в процесс управления, развитие у них лидерских, коммуникативно-организаторских навыков осуществляется с помощью педагогов-организаторов.

Необходимо отметить, что только с помощью правильной поддержки и руководства со стороны педагогов возможно объединение обучающихся в центры и направления по интересам.

Рассмотрим вариант организации ученического самоуправления. Общее ученическое собрание является высшим органом самоуправления школы, в число делегатов включены представители администрации, учителя, обучающиеся, родители. Ученическое собрание утверждает Совет мэров, создает временные и постоянные министерства по различным направлениям работы, устанавливает их полномочия, заслушивает отчеты по работе министерств. Совет мэров возглавляет Президент школьного государства. Министерства возглавляют члены школьного парламента. Состав школьного парламента утверждается на ученическом собрании. Совет мэров осуществляет контроль работы активов классов, обсуждает актуальные вопросы школьной жизни, участвует в организации общешкольных мероприятий, утверждает план работы школьного парламента; поддерживает творческую инициативу обучающихся школы. Все решения Совета доводятся до сведения школьного коллектива. Совет проводит заседания один раз в неделю.

Школьный парламент- министерства ( образования, культуры, спорта, труда, печати), контролируют работу активов классов, планируют организацию и проведение общешкольных дел, активно участвуют в разработке, организации и проведении общешкольных дел, подводит итоги работы активов классов. Заседания проводит один раз в неделю.

III.Обоснование основных принципов ученического самоуправления

Работа Совета ученического самоуправления нацелена на формирование культуры самостоятельного творчества, которая приобщает всех членов школьного коллектива к миру общечеловеческих и национальных ценностей, что предполагает развитие творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных видах и формах деятельности. Кроме этого вводится понятие « соуправление». Соуправление возможно только в тех коллективах, где есть демократическое управление. Соуправление- это совместная деятельность органов самоуправления с другими общественными формами на равных правах при равных обязанностях для достижения общих идей. Соуправление дает возможность объединить в социальной деятельности взрослых и детей.

Содружество- первая ступень к этой цели, вторая- сотрудничество, третье- сотворчество. Это естественный путь включения обучающихся в решение важных вопросов воспитания. В этом процессе обучающийся становится не только объектом, но и субъектом воспитания. Поэтому весь воспитательный процесс, по моему убеждению, и должен формироваться совместно с обучающимися. В этом и заключается педагогика сотрудничества.

Первый этап формирования Совета должен проходить, как диагностический (изучение потребностей и способностей всех членов коллектива). Второй этап включает в себя создание правовой базы для ученического коллектива школы. Третий этап заключается в выработке особых требований к поведению и внутреннему режиму школы, организации зоны отдыха в рекреациях школы, организации системности в дежурстве по школе, создании программы культурно- досуговой деятельности.

IV.Актуальность проблемы развития ученического самоуправления

Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 50, п. 4). В Концепции модернизации российского образования определены важность и значение самоуправления для развития государственно-общественной системы управления образовательным учреждением, социализации и профессионального самоопределения учащейся

молодежи. В соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» развитие самоуправления в общеобразовательном учреждении рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания. Однако во многих общеобразовательных учреждениях самоуправление до сих пор рассматривается как нечто второстепенное, необязательное для практического использования при организации жизни школы, несмотря на то, что в Уставе общеобразовательного учреждения, как правило, данное положение зафиксировано.

Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях. Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.

В настоящее время в практике многих общеобразовательных учреждений под ученическим самоуправлением ошибочно подразумевается краткосрочная программа или разовое мероприятие, когда дети лишь «играют в демократию». Тогда как самоуправление и ученическое самоуправление в частности должны стать реалиями всего образовательного процесса, процесса управления, осуществляемых в общеобразовательном учреждении. Ученическое самоуправление открывает для миллионов обучающихся возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.

Кроме того, в современной школе ученическое самоуправление часто подменяется деятельностью детской общественной организации (объединения). Эти два вида детской активности настолько тесно срослись в сознании педагогов, что сегодня трудно отделить одно от другого. Изменение этого положения особенно актуально, когда в регионах появляются все новые и новые детские и молодежные общественные организации (объединения), которые реализуют свои программы в рамках одного и того же общеобразовательного учреждения. В этих условиях крайне важно разобраться с понятием «ученическое самоуправление», а детские и молодежные общественные организации (объединения) рассматривать в качестве партнеров органов ученического самоуправления, а не их замены. На поддержку и развитие детского движения направлено решение коллегии Минобразования России от 29.05.2001 № 11/1 «Об опыте взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений». Именно на поддержку, а не на создание, так как в соответствии с российским законодательством, в том числе и Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 50, п. 15), «принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций... не допускается».

V.Нормативная база для организации ученического самоуправления

Правовой основой развития ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении являются Закон Российской Федерации «Об образовании» и «Типовое положение об общеобразовательном учреждении». Самоуправление — важнейший принцип управления образовательным учреждением. В ст. 35 Закона подчеркивается: «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения».

Статья 50 «Права и социальная защита обучающихся, воспитанников» гарантирует школьникам право «на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений». «Типовое положение об общеобразовательном учреждении», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196, закрепляет нормы федерального закона в нескольких статьях:

Статья 50. Обучающиеся в общеобразовательном учреждении имеют право:

д) на участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой Уставом учреждения.

Статья 68. Управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом общеобразовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Статья 69. Формами самоуправления общеобразовательного учреждения являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы.

Все перечисленные выше положения должны быть закреплены в Уставе каждого общеобразовательного учреждения. Если этого нет, то необходимо внести дополнения (изменения) в Устав своего учреждения. При этом важно иметь в виду, что участие в самоуправлении всех участников образовательного процесса - это требование закона, а не желание или «добрая воля» учредителя или администрации школы. Для эффективного функционирования самоуправления нужны дополнительные локальные акты, такие как «Положение о самоуправлении общеобразовательного учреждения», в котором закрепляется форма самоуправления и его структурные элементы. Кроме того, целесообразно разработать и принять отдельные положения об органах, представляющих интересы участников образовательного процесса и формирующих самоуправление общеобразовательного учреждения. Для активизации процесса формирования самоуправления общеобразовательного учреждения можно разработать предложения и внести соответствующие изменения в «Положение о педагогическом совете», где конкретизировать его функции именно как органа самоуправления педагогического коллектива, наделенного административными функциями, предусмотрев его взаимоотношения с органами создаваемого ученического самоуправления. Возможно принять и «Положение об ученическом самоуправлении», наделив его реальными полномочиями, обозначив степень его ответственности, а также наполнив его предстоящую деятельность конкретным содержанием.

Таким же образом рекомендуется регламентировать роль и функции родительской общественности на всех уровнях, начиная с индивидуального участия и инициативы отдельного родителя, затем классного родительского комитета (собрания), общешкольного органа родительской общественности. Такое юридическое оформление позволяет избежать при организации самоуправления общеобразовательного учреждения многих негативных моментов, связанных с отсутствием опыта работы в данном направлении.