Похожие публикации

Олимпиада школьников по литературе (2)
Документ
А) «Петр велел вести себя к ней. Привезли его во двор, он послал слуг своих спросить, кто же врач, который может излечить его, и обещал его богато ода...полностью>>

Программа по музыке пояснительная записка
Программа
Примерная программа по музыке разработана с учетом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умен...полностью>>

Учреждения средней общеобразовательной школы №1 с
Документ
10 классы) Итоговая аттестация 5 мая - 5 июня (9,11 классы) 5.Продолжительность урока: 1-4 классы 40 минут 5-11 классы 40 минут Перемены: 10 минут Дин...полностью>>

Урок по математике в 4 классе по теме «Решение задач разными способами»
Урок
ткрытый урок по математике в 4 классе по теме «Решение задач разными способами» Данилова Надежда Васильевна Учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №...полностью>>



Программа по биологии для подготовки к вступительным испытаниям в гбоу спо «Кущевский медицинский колледж» по специальности «Сестринское дело» на базе среднего (полного)

Программа по биологии

для подготовки к вступительным испытаниям

в ГБОУ СПО «Кущевский медицинский колледж»

по специальности «Сестринское дело»

на базе среднего (полного)
общего образования в 2012 году

п/п

Наименование разделов и тем

I. Биология как наука. Методы научного познания

1.

Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии.

Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

2.

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.

Биологические системы. Методы познания живой природы.

II. Клетка

1.

Методы цитологии. Клеточная теория

Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн).

Клеточная теория и ее основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Методы цитологии.

2.

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества и их роль в клетке.

3.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; эукариотические и прокариотические клетки. Строение и функции хромосом.

4.

Реализация наследственной информации в клетке

ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код.

Роль генов в биосинтезе белка.

5.

Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

V. Организм

1.

Организм – единое целое. Многообразие живых организмов

Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы.

2.

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов.

Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

3.

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половой и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

4.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов.

Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

5.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

6.

Биотехнология

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

IV. Вид

1.

История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

2.

Современное эволюционное учение

Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

3.

Происхождение жизни на Земле

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

4.

Происхождение человека

Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

V. Экосистемы

1.

Экологические факторы

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

2.

Структура экосистем

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

3.

Биосфера – глобальная экосистема

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы.

4.

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.