Похожие публикации

1 Настоящее положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №38 «Чебурашка» общеразвивающего вида с п
Документ
1.1.Настоящее положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №38 «Чебурашка» общеразвивающег...полностью>>

Нии нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко рамн периодически проводит катамнестические опросы родственников и сами Х пациентов, оперированных в нашей клинике за последни
Документ
НИИ нейрохирургии им.Н.Н.Бурденко РАМН периодически проводит катамнестические опросы родственников и сами х пациентов, оперированных в нашей клинике з...полностью>>

Отчет по учебно-вычислительной практике Студента группы ас-08-2
Отчет
Ознакомление студента с автопредприятием. Расстановка по рабочим местам, ознакомление с организацией рабочего места, порядок получения и сдачи инструм...полностью>>

Отчет по учебно-вычислительной практике Студента группы ас-08-2
Отчет
Ознакомление студента с автопредприятием. Расстановка по рабочим местам, ознакомление с организацией рабочего места, порядок получения и сдачи инструм...полностью>>



Программа элективного курса по литературе для учащихся 10-го класса (с электронным пособием) Таштагол


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

И.Л. Болгова, М.А.Гончарова

«Открой мне глубокую тайну твою…»

(Анализ поэтического произведения)

Программа элективного курса по литературе

для учащихся 10-го класса (с электронным пособием)

Таштагол

2009

Болгова И.Л., Гончарова М.А.

Программа элективного курса по литературе для учащихся 10-го класса (с электронным пособием) «Открой мне глубокую тайну твою…» (Анализ поэтического произведения)

Данный курс призван научить понимать учащихся художественное произведение как систему ценностей: языковых, смысловых, эстетических, нравственных и с помощью детального, глубинного анализа постичь смысл стихотворного текста.

Курс рекомендован учащимся 10-х классов. В результате изучения данного материала обучающиеся будут

- иметь представление о всех уровнях целостного анализа лирического стихотворения ;

- знать методы и приёмы интерпретации художественного текста;

- уметь отбирать и систематизировать необходимый материал, оперировать литературоведческими понятиями , мотивировать целесообразность использования различных средств художественной выразительности;

- владеть культурой анализа текста.

В программе данного элективного курса содержатся практические материалы для изучения поэтического произведения в школе с учётом современных подходов к анализу поэтического текста, даются конкретные разработки уроков разных типов, помогающие учителю в освоении сложной методики обучения анализу и интерпретации лирических стихотворений. Творческие приёмы и задания, способствующие постижению лирики, помогут развить у учащихся литературно-художественные умения, которые непосредственно связаны с организацией учебных исследований на каждом уроке.

Данный элективный курс окажет реальную помощь учителю в организации анализа поэтического произведения, повышении литературного уровня школьника, развитии эстетического вкуса, что, в конечном счёте, приведёт учащегося к творческому пониманию любого художественного текста и поможет при необходимости подготовиться к ЕГЭ по литературе.

Содержание

Пояснительная записка ………………………………………………….

Учебно-тематический план ……………………………………………..

Содержание программы …………………………………………………..

Перечень ключевых слов …………………………………………………

Контрольные материалы ………………………………………………….

Список литературы для учителя ………………………………………….

Список литературы для учащихся ………………………………………..

Приложения ………………………………………………………………..

Пояснительная записка

Одной из актуальных проблем современного литературного образования является формирование творческого читателя. Значимость этой проблемы возрастает в связи с переходом школы на профильное обучение.

Постижение художественного произведения – каждый раз открытие. При всей своей сложности процесс этот довольно увлекательный, поскольку позволяет погрузиться в мир поэзии – прекрасный и таинственный, наполненный особым смыслом, напряжёнными поисками, приобщением к творчеству.

Данный курс призван помочь научиться пониманию смысла стихотворного текста с помощью детального, глубинного его анализа. Необходимость курса «Открой мне глубокую тайну твою…» обусловлена недостаточным количеством часов, отведённых для анализа поэтических текстов в базовой учебной программе. Так как единого требования к анализу лирического произведения нет, то при подборе материала было учтено многообразие аналитических подходов.

Курс рекомендован учащимся 10-х классов. В результате изучения данного материала обучающиеся будут

- иметь представление о всех уровнях целостного анализа лирического стихотворения ;

- знать методы и приёмы интерпретации художественного текста;

- уметь отбирать и систематизировать необходимый материал, оперировать литературоведческими понятиями и терминами, мотивировать целесообразность использования различных средств художественной выразительности;

- владеть культурой анализа текста.

Целью курса является содействие формированию личности читателя-исследователя, который не только чувствует поэзию, получая эстетическое наслаждение, но и глубоко понимает, анализирует и через слово, воплощённое в поэтическом тексте, постигает богатейшие возможности русского языка.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

- систематизировать знания основ стихосложения;

- совершенствовать практические навыки анализа лирического произведения;

- формировать умение видеть эстетическую роль языковых средств.

Курс рассчитан на 34 часа . В программе выделяется два уровня: теоретико-литературный «Учимся чувствовать, понимать, анализировать» и практический «Интерпретация поэтического текста».

Характер и объём работы определяется в зависимости от особенностей текста, этапа обучения и уровня подготовленности учащихся. Разнообразные формы организации обучения позволяют обеспечить наиболее полную реализацию интересов и образовательных потребностей школьников.

Программой курса предусмотрено проведение занятий в форме лекций, уроков-практикумов, тестирования, творческих лабораторий. Особое внимание уделяется самостоятельной разработке проектов. Помимо этого используются такие формы, как «Круглый стол», «Литературная гостиная», «Проба пера».

Курс завершается итоговым зачётом, к которому учащиеся должны представить творческие работы в форме сочинения-анализа лирического произведения.

Программа курса «Открой мне глубокую тайну твою…» (Анализ поэтического произведения) общим объёмом 34 часа изучается в течение года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Содержание программы

  1. Введение.

    1. Основные типы сочинений по лирике.

Сочинение-анализ стихотворения . Планы, схемы разбора стихотворений.

2.2. «За строчкой текста…»

Обобщение и систематизация теоретических и практических знаний и умений учащихся.

II. Учимся чувствовать, понимать, анализировать.

3.1. Жанровое разнообразие лирических произведений.

Определение жанра. Жанры лирических произведений.

Выявление лирического сюжета.

4.1. Тема, идея, истолкование названия.

5.2. Идейно-композиционный анализ лирического произведения.

Идейно-композиционный анализ как один из универсальных приёмов анализа лирического произведения.

6.3. Образ лирического героя.

Условный образ поэта в лирике. Лирическое «я». Художественный двойник автора в произведении.

7.4. Система художественных образов.

Аллегорические образы. Символические образы. Предметный мир. Приёмы создания художественного образа.

8.5. Художественная деталь как смыслообразующий элемент формы стихотворения.

Портрет, пейзаж, интерьер, поведение (жесты, мимика, движения, речь) как характерный элемент авторской поэтики.

Средства художественной выразительности (тропы, поэтический синтаксис и интонационные фигуры).

9.1. Тропы как средство художественного изображения.

Простейшие и развёрнутые тропы.

10.2. Синтаксические фигуры как средство художественной выразительности.

Поэтический синтаксис и интонационные фигуры.

11.3. Художественные особенности лирических текстов.

Анализ лирического произведения.

Ритмо-мелодическая организация художественного текста.

12.1. Организация поэтической речи.

Система стихосложения. Ритмообразующие элементы.

13.2. Строфика.

Дистих, терцет, катрен, секстина, октава, триолет, рондо, сонет, онегинская строфа.

14.3. Поэтическая фонетика.

Звукопись. Эпифора. Анафора. Эвфония.

15.4. Поэтическая интонация.

Повышение и понижение голоса. Темп. Сила ударения. Пауза.

Выразительное чтение стихотворений.

16.5.Словообраз в художественном тексте.

17,18/6,7. Алгоритм как схема процесса анализа лирического произведе ния.

III. Творческая лаборатория поэта. Интерпретация поэтического текста.

19.1. Творческая лаборатория поэта.

Анализ стихотворения А.Пушкина «Анчар».

20.2. Образное слово Бунина.

Анализ стихотворений «Восход луны», «Одиночество», «Забытый фонтан».

21.3. Вчитайтесь, вслушайтесь, вдумайтесь в каждое слово.

Составление словаря художественных средств с объяснением понятий и примерами из текста стихотворения Н.А.Заболоцкого «Ночной сад».

22.4. Филологическое прочтение лирического стихотворения А.А.Фета «Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр…»

23.5. Затекст как необходимое сопровождение лингвистического анализа текста. Стихотворение Н.А.Заболоцкого «Портрет» и портрет А.П.Струйской кисти Ф.С.Рокотова.

24.6. Роль авторской пунктуации при анализе пунктуационной системы стихотворения.

Авторская пунктуация в произведениях М.И.Цветаевой.

25,26/7,8. В творческой мастерской поэта.

Встреча с поэтами Кузбасса.

27.9. Раскрытие авторской индивидуальности через сопоставительный анализ стихотворений.

Сравнение поэтических текстов Б.Л.Пастернака и И.А.Бродского.

28.10. Художественная роль частей речи в создании образов, в передаче поэтической мысли.

Анализ стихотворений А.А.Фета «Я тебе ничего не скажу…», «Шёпот, робкое дыханье…

29.11. Роль синтаксиса в организации поэтического текста.

Анализ стихотворения И.А.Бунина «Собака».

30.12. Звуковые образные средства в стихотворении А.А.Блока «Незнакомка».

31.13. Цветообраз как одно из средств целостного восприятия произведения.

Цветовая гамма в лирике С.А.Есенина.

32.14. Творчество, поиск, исследование. Диалог с автором.

Составление вопросов для анализа стихотворения А.А.Фета «Сентябрьская роза».

33.15. Анализ лирического произведения.

34.16. Подведём итоги.

Перечень ключевых слов

Жанр

Тема

Идея

Лирический герой

Проблема

Конфликт

Пафос

Композиция

Художественный образ

Деталь художественная

Тропы: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия,

синекдоха, гипербола, литота, оксюморон, аллегория.

Синтаксические фигуры: риторический вопрос, обращение,

восклицание, умолчание, инверсия, градация, параллелизм, анафора,

эпифора, антитеза, многосоюзие, бессоюзие.

Метрика: ямб, хоре, дактиль, амфибрахий, анапест, логаэд, дольник,

тактовик, пиррихий, спондей, паузы.

Рифма

Строфика: дистих, терцет, катрен ,секстина, октава,.триолет,

рондо, сонет, онегинская строфа.

Фоника: звукопись, ассонанс, аллитерация, эвфония.

Интонация

Темп

Затекст

Реминисценция

Аллюзия

Ассоциация

Варианты заданий, используемые при проведении занятий

Образное слово И.А.Бунина

(Лингвистический анализ текста на звуковом, лексическом и синтаксическом уровне)

Восход луны

В чаще шорох потаённый,

Дуновение тепла.

Тополь, сверху озарённый,

Перед домой вознесённый,

Весь из жидкого стекла.

В чащу тёмную глядится

Круг зеркально-золотой.

Тополь льётся, серебрится,

Весь трепещет и струится

Стекловидною водой.

Опорные слова и выражения: величайший мастер слова; в центре внимания; художник охвачен вдохновением; остановил мгновение; в его воображении; богатство переживаний передано в …; особенность поэтики Бунина; личные тончайшие переживания; стихотворение поражает художественными открытиями.

- О чём это стихотворение?

- Да, перед нами бесчисленное множество раз воспетая лунная ночь. Но чтобы понять и оценить стихотворение, надо быть предельно внимательным.

- Ночь…Всё засыпает. Что можно услышать в ночной тиши? Давайте послушаем ночь:

В чаще шорох потаённый… Слышите ли вы этот шорох? Сочетание каких согласных рождает звукообраз, передаёт ощущение шороха?

-А что ещё необычного в этой строке? С какой целью используется инверсия?

- Объясните значение слова потаённый, подберите к нему синонимы, однокоренные слова.

- Мы услышали шорох, и он исчезает к концу строки, его нет, он – потаённый . Создано ощущение ночи, где все звуки тайные, скрытные. Но мы можем не только услышать ночь, но и почувствовать на щеке её тёплое дыхание: Дуновение тепла…

- Прочтите медленно эту строчку. Как создано ощущение тёплой летней ночи?

- Вернёмся к названию стихотворения: «Восход луны». Но о луне нет ещё ни слова. А чувствуете ли вы, как везде разлит её свет? Как создаётся это ощущение?

- Мы слушали, осязали, теперь – видим. Бунин заставляет нас всем существом почувствовать красоту этой ночи. Каким видит тополь поэт? Что вас удивило?

- Почему у Бунина так построена фраза

Тополь, сверху озарённый,

Перед домом вознесённый…

- А что вы можете сказать о словах озарённый, вознесённый с точки зрения лексики? Подберите к ним синонимы.

- Какие из синонимов ( освещённый, светлый; высокий) звучат торжественно? Посмотрим в словарь. У этих слов стоят пометки: «высокий стиль», «книжный стиль». Почему же поэт использует именно эти слова? Когда человек говорит этими словами?

- Какое у поэта настроение, как он воспринимает мир?

- Смотрите, луны нет, а мы её увидели. А ещё почувствовали, как Бунин изумлён красотой этой лунной ночи и находит неожиданный образ: Весь из жидкого стекла

- Вдумаемся ,закрыв глаза, представим этот тополь. Глянцевые листья похожи на стекло в лунном свете, они так же блестят, отражают лунный свет и становятся серебристыми. Почему жидкое стекло? В чём смысл этого эпитета?

- А луны всё ещё нет. Она появляется во второй строфе:

В чащу тёмную глядится

Круг зеркально-золотой.

- Что необычного в этих строчках? Какова роль метафоры? С какой целью Бунин использует инверсию?

- Но Бунин опять смотрит не на луну, а на тополь. Почему? Ведь стихотворение названо «Восход луны»?

- Ощущения, которые рождает лунная ночь, связаны у поэта с тополем:

Тополь льётся, серебрится,

Весь трепещет и струится

Стекловидною водой.

- С какой целью употребляются глаголы? Что они обозначают?

- Что для поэта важнее: что происходит или как происходит? И почему так много глаголов?

- Какова роль однокоренных слов?

- Как же Бунин видит эту ночь? Какое чувство, на ваш взгляд, он испытывает?

- Рисует он картину лунной ночи – точную, как все её видят, или только образ этой ночи, передающий его личное видение мира? Какую задачу решает автор: нарисовать ночь или передать своё ощущение от этой ночи? Используя записанные на доске выражения, ответьте на этот вопрос.

Поэтический мир Бунина в стихотворении «Забытый фонтан»

Забытый фонтан

Рассыпался чертог из янтаря, -

Из края в край сквозит аллея к дому.

Холодное дыханье сентября

Разносит ветер по саду пустому.

Он заметает листьями фонтан,

Взвевает их, внезапно налетая,

И, точно птиц испуганная стая,

Кружат они среди пустых полян.

Порой к фонтану девушка приходит,

Влача по листьям спущенную шаль,

И подолгу очей с него не сводит.

В её лице – застывшая печаль,

По целым дням она, как призрак, бродит,

А дни бегут…Им никого не жаль.

  • Ваше первое впечатление от сонета И.А.Бунина?

  • Рассыпался чертог из янтаря…При слове чертог воображаешь пышное, великолепное здание, дворец. А что такое чертог? Мы привыкли к словосочетанию царский чертог, а здесь янтарный . Очень красиво, но отчего возникает лёгкая грусть?

  • Кроме девушки, героем этого стихотворения являются ещё ветер и время.
    Расскажите о них.

  • Как меняется настроение при чтении сонета? Почему?

  • Лёгкая грусть, навеянная осенью, переходит в горькую, жгучую печаль, когда к «фонтану девушка приходит»…Она похожа на призрак, тень: её покинуло веселье, счастье; только застывшая память о любви, память, в которой сохранилось что-то дорогое , связанное с этим фонтаном: «И подолгу очей с него не сводит». Какие возникают у вас ассоциации? Возможно, забытый фонтан - забытая любовь? «Холодное дыханье
    сентября» -леденящий холод в душе одинокой, покинутой влюблённой?

Чертог из янтаря рассыпался – счастье девушки ушло?

  • Какая выразительная деталь помогает нам понять безмерность страдания
    лирической героини?

- Какие изобразительно-выразительные средства использует И.А.Бунин в стихотворении?

- Говорят, что время – лучший лекарь . А как звучит мотив времени в этом стихотворении?

Мотив безжалостно-трагического времени, мира, в котором живет человек, вплетён в чудно-сказочную картину природы Красота сада, даже пустого, сквозящей аллеи, фонтана с янтарными брызгами осенних листьев - как золотая оправа, обрамляющее драгоценнейшее чувство - любовь и её вечную печальную спутницу — разлуку.