Похожие публикации

Тимофеев Александр Валентинович, Тимофеев Валентин Владимирович, Тимофеева Людмила Петровна, Поправко Анастасия Валентиновна
Документ
Центральная, 7 Сизоненко Татьяна Александровна 10 ул. Центральная, 74 Шифоков Виктор Александрович 11 ул. Центральная, 7 Аленин Василий Ефимович 1 ул....полностью>>

Программа подготовки Коучинг в системе управления персоналом Аведова Диана Юрьевна
Программа
Александровна Присяжнюк Анна Александровна Пятница Ирина Викторовна Устьян Светлана Анатольевна Школьный Алексей Михайлович Программа подготовки Управ...полностью>>

Аристархов вячеслав Олегович
Документ
09.13 ЗЛОБИН Максим Владимирович 3.09.13 ИВАКИНА Мария Юрьевна 3.09.13 ИЛЬИН Алексей Сергеевич 3.09.13 КАЗАРЯН Сергей Вартанович 3.09....полностью>>

Тема: Работа со стандартной программой
Документ
В окне программы в инженерном режиме имеются элементы управления, позволяющие вычислять тригонометрические, степенные функции, логарифмы, а также пере...полностью>>



Тема урока Тип урока (6)

Тема урока

Тип урока

Опорные

понятия

Развитие речи

Дата

план

факт

1

Введение. Цели и задачи изучения историко-литературного курса.

Усвоение нового

Историко – литературный процесс

Оформление тезисов

2

Из древнерусской литературы. Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.

Усвоение нового материала

Слово как жанр древнерусской литературы

3

Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве».

Комбинированный урок

Летопись

Доклады

4

Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи.

Комбинированный урок

Патриотизм, идея

Анализ эпизода

5

Человек и природа в художественном мире поэмы.

Комбинированный урок

Психологический параллелизм

Доклады

6

Стилистические особенности «Слова».

Урок применения знаний

Плач, историческая песнь

Анализ эпизода

7

Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.

Комбинированный урок

Олицетворение

Устные сообщения

8

Из русской литературы XVIII века. Основные тенденции развития. Русский классицизм.

Усвоение нового материала

Теория «трех штилей», ода, элегия

Анализ эпизода

9

Расцвет отечественной драматургии (Сумароков А.П., Фонвизин Д.И., Княжнин Я.Б).

Усвоение нового материала

Драматургия, классицизм

Анализ эпизода

10

Книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Жанр, идея.

Комбинированный урок

Жанр путешествия

Индивидуальные сообщения

11

Своеобразие художественного метода А.Н.Радищева.

Комбинированный урок

Сентиментализм

12

Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М.Карамзина. Роль писателя в совершенствовании языка.

Комбинированный урок

Образность языка

Частичный анализ эпизодов

13

Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина.

Комбинированный урок

Сентиментализм

Доклады

14

Тестирование по теме «Русская литература XVIII века»

Проверка знаний

Устное сообщение

15

Литература первой половины XIX века. Становление и развитие русского романтизма.

Усвоение нового материала

Романтизм

Монологическое высказывание

16

Черты романтизма в творчестве Батюшкова, Жуковского, Рылеева, Баратынского.

Комбинированный урок

Романтическая элегия, баллада

Частичный анализ стихотворения

17

Анализ стихотворения Баратынского.

Развитие речи

Жанр послания

Построение собственного высказывания

18

А. С. Грибоедов. Жизненный путь и литературная судьба Грибоедова.

Усвоение нового материала

Духовный мир, обличительная литература

Монологическое высказывание

19

Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии.

Комбинированный урок

Трагикомедия, вольный стих

Частичный анализ эпизодов

20

Идеалы и антиидеалы Чацкого.

Комбинированный урок

Антиидеал

Монологическое высказывание

21

Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX века.

Комбинированный урок

Антигерой

Монологическое высказывание

22

Чацкий и Молчалин.

Комбинированный урок

Монолог, диалог

Сравнительная характеристика

23

Образ Софьи в трактовке современников и в нашем видении.

Комбинированный урок

Любовная интрига

Доклады

24

Конкурсное чтение наизусть (монологи Чацкого, Фамусова).

Развитие речи

Выразительное чтение

25

Особенности создания характеров в комедии «Горе от ума».

Комбинированный урок

Двуединый конфликт

Монологическое высказывание

26

И.А.Гончаров о «Горе от ума».

Развитие речи

Конспектирова -ние критич. ст.

27-28

Классное сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Развитие речи

Внесценический персонаж

Построение собственного текста

29

А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина.

Усвоение нового материала

Эпикурейская лирика

Монологическое высказывание

30

Темы, мотивы и жанровое многообразие лирики А.С.Пушкина.

Комбинированный урок

Лирический отрывок

Монологическое высказывание

31

Тема поэта и поэзии.

Комбинированный урок

Частичный анализ

32

Лирика любви и дружбы в творчестве Пушкина. Вольнолюбивая лирика.

Комбинированный урок

Дружеское послание. Политическая ода

Частичный анализ

33

Конкурсное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина.

Развитие речи

Выразительное чтение

34

Художественное своеобразие и проблематика поэмы «Кавказский пленник».

Комбинированный урок

Романтическая поэма

Монологическое высказывание

35

Реализм «Маленьких трагедий».

Комбинированный урок

Реализм

Частичный анализ

36

Реализм «Повестей Белкина».

Комбинированный урок

Вставная повесть

Монологическое высказывание

37

Мастерство писателя в создании характеров.

Усвоение нового материала

Способы характеристики

Пересказ с элементами цитирования

38

«Чувства добрые» - лейтмотив пушкинской поэтики.

Комбинированный урок

Лейтмотив

Доклад

39

«Евгений Онегин» как свободный роман и роман в стихах.

Комбинированный урок

Роман в стихах. Онегинская строфа

Пересказ с элементами цитирования

40

Онегин и Ленский

Комбинированный урок

Сопоставление

Сравнительная характеристика

41

. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора.

Комбинированный урок

Идеальный образ

Монологическое высказывание

42

Картины жизни русского дворянства в романе.

Комбинированный урок

Открытый финал

Монологическое высказывание

43

Конкурсное чтение наизусть отрывка из романа «Евгений Онегин».

Развитие речи

Выразительное чтение

44

В.Г.Белинский о романе.

Развитие речи

Критика

Конспектирова -ние критич. ст.

45-46

Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.С.Пушкина на одну из тем (стр.95).

Развитие речи

Построение собственного текста

47

М.Ю.Лермонтов. Жизненный и творческий путь.

Усвоение нового материала

Социально-психологический роман

Пересказ с элементами цитирования

48

Темы и мотивы лермонтовской лирики. Тема свободы и назначения художника.

Комбинированный урок

Лирический пафос

Частичный анализ

49

Тема одиночества в творчестве поэта.

Комбинированный урок

Байронический герой

Работа над выразительным чтением

50

Судьба поэта и его поколения.

Комбинированный урок

Типический характер

Частичный анализ

51

Патриотическая тема в поэзии Лермонтова.

Комбинированный урок

Гражданская сатира, «интимный» патриотизм

Частичный анализ

52

Конкурсное чтение наизусть стихотворений М.Ю.Лермонтова.

Развитие речи

Работа над выразительным чтением

53

«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе.

Комбинированный урок

Философский роман

Монологическое высказывание

54

Своеобразие композиции и образной системы романа.

Усвоение нового материала

Типический характер

Пересказ с элементами цитирования

55

Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки.

Комбинированный урок

Образ рассказчика. Психологический портрет

Монологическое высказывание

56

Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа.

Комбинированный урок

Типический характер

Монологическое высказывание

57

«История души человеческой» как главный объект повествования. В.Г.Белинский о романе

Комбинированный урок

Повествовательный цикл

Пересказ с элементами цитирования

58

. Тестирование по творчеству М.Ю.Лермонтова.

Проверка знаний

59-60

Подготовка к сочинению. Классное сочинение по творчеству Лермонтова на одну из тем (стр. 141).

Развитие речи

Сочинение в жанре литер.-критич. статьи

61

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество Гоголя.

Усвоение нового материала

Поприще писателя

Пересказ

62

«Талант необыкновенный, сильный и высокий». Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Усвоение нового материала

Цикл рассказов

Пересказ с элементами цитирования

63

Комедия «Ревизор»- важная веха в творчестве Гоголя.

Комбинированный урок

Род литературы

Чтение по ролям

64

Тема «маленького человека» в «Петербургских повестях»

Комбинированный урок

Сквозная тема

Пересказ с элементами цитирования

65

Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника.

Усвоение нового материала

Поэма в прозе

Выразительное чтение

66

Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ».

Комбинированный урок

Сюжет, композиция

Монологическое высказывание

67

Образы помещиков. Манилов.

Комбинированный урок

Система образов

Пересказ с элементами цитирования

68

Образы помещиков. Коробочка.

Комбинированный урок

Художественное бытописание

Пересказ с элементами цитирования

69

Образы помещиков. Ноздрев.

Комбинированный урок

Ирония

Пересказ с элементами цитирования

70

Образы помещиков. Собакевич.

Комбинированный урок

Сатирический гротеск

Пересказ с элементами цитирования

71

Образы помещиков. Плюшкин.

Комбинированный урок

Антигерой

Пересказ с элементами цитирования

72

Народная тема в поэме.

Комбинированный урок

Образ-символ, вставная тема

Частичный анализ текста

73

Фигура автора и роль лирических отступлений

Комбинированный урок

Лирическое отступление

Выразительное чтение

74

. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.

Усвоение нового материала

Творческий метод

Частичный анализ текста

75

Тестирование по творчеству М.В.Гоголя.

Проверка знаний

76-77

Классное сочинение по творчеству Гоголя на одну из тем (стр. 171).

Развитие речи

Построение собственного текста

78

Литература второй половины XIX века (обзор с обобщением ранее изученного). Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890 г.г.

Усвоение нового материала

Историко-литературный процесс

Конспектирование лекции учителя

79

Расцвет социально-психологической прозы (произведения Гончарова и Тургенева).

Усвоение нового материала

Традиции и новаторство

Конспектирование лекции учителя

80

Своеобразие сатирического дара М.Е.Салтыкова - Щедрина («История одного города»).

Комбинированный урок

Конспектирование лекции учителя

81

Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия Н.А.Некрасова.

Комбинированный урок

Частичный анализ

82

Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия Ф.И.Тютчева.

Комбинированный урок

Частичный анализ

83

Лирическая ситуация 50-70 годов 19 века. Поэзия А.А.Фета.

Комбинированный урок

Частичный анализ

84

Конкурсное чтение наизусть стихотворений Некрасова, Тютчева, Фета.

Развитие речи

Выразительное чтение

85-86

Творчество А.Н.Островского как новый этап развития русского национального театра.

Усвоение нового материала

Национальный театр

Конспектирование лекции учителя

87-88

Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).

Усвоение нового материала

Художественное сознание

Конспектирование лекции учителя

90

Проза и драматургия А.П Чехова в контексте рубежа веков.

Комбинированный урок

Литературный род

Конспектирование лекции учителя

91

Нравственные и философские уроки русской классики 19 столетия.

Усвоение нового материала

Конспектирование лекции учителя

92

Тестирование по теме.

Проверка знаний

93

Из литературы XX века (обзор с обобщением ранее изученного). Своеобразие русской прозы рубежа веков (М.Горький, И.Бунин, А.Куприн).

Комбинированный урок

Конспектирование лекции учителя

94

«Серебряный век» русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм).

Комбинированный урок

Литературное направление

Конспектирование лекции учителя

95-97

Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика Блока, Есенина, Маяковского, Ахматовой, Цветаевой, Пастернака).

Комбинированный урок

Поэтическое течение

Частичный анализ

98

Зачет по поэзии «серебряного века».

Проверка знаний

Литературное направление, поэтическое течение

Монологическое высказывание

99

Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза Шолохова, А.Толстого, Булгакова).

Комбинированный урок

Отечественный роман

Конспектирование лекции учителя

100

Литературный процесс 50-80 годов.

Комбинированный урок

Литературный процесс

Монологическое высказывание

101

Итоговая проверочная работа (тест)

Проверка знаний

102

Итоговый урок. Рекомендации к летнему чтению.

Повторение и обобщение

Монологическое высказывание

КЛАССНЫХ СОЧИНЕНИЙ - 4

ДОМАШНИХ СОЧИНЕНИЙ - 1

ТЕСТИРОВАНИЙ - 4

ЗАЧЕТОВ - 1

УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ - 16

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев / М.: «Русское слово», 2009года. Программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.

Цели и задачи программы:

1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

4. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации в учебных планах для образовательных учреждений Татарстана для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 9 классе отводится 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ (1ч.)

Цели и задачи изучения историко- литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно- исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики ( с обобщением изученного в основной школе).Основные литературные направления 18-19 и 20 веков.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные» темы и мотивы.

Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6ч.)

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, её связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, её стилистические особенности. Проблема авторства «Слова». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.

Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм.

Развитие речи: устное сообщение, сочинение.

Внутрипредметные связи: «Слово» и традиции билинного эпоса.

Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова».

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА(6ч) + Тестирование (1ч)

Основные тенденции развития русской литературы в 18 веке. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д.Кантемира и В.К.Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина для последующего развития русского поэтического слова. Расцвет отечественной драматургии ( А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин, Я.Б.Княжнин).

Книга А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия». Своеобразие художественного метода А.Н.Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).

Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М.Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.

Опорные понятия: теория «трёх штилей», классицизм и сентиментализм как литературное направление.

Развитие речи: доклады, рефераты.

Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе 18 века.

Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитектуре.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА (2ч.) + Р.Р.(1ч.)

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти 19 века.

Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н.Батюшкова, В.А.Жуковского, К.Ф.Рылеева, Е.А.Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.

Опорные понятия: романтизм как литературное направление, романтическая элегия, баллада.

Развитие речи: различные виды чтения, анализ стихотворения.

Внутрипредметные связи: романтизм в русском и западноевропейской поэзии.

Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.

А.С.ГРИБОЕДОВ (7ч.) + Р.Р. (4ч.)

Жизненный путь и литературная судьба А.С.Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала 19 столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У.Шекспира и Ж.Б.Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А.Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»)

Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль.

Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума».

Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С.Грибоедова , сценическая история комедии «Горе от ума».

А.С.ПУШКИН (13ч.) + тестирование (1ч.)+ Р.Р.(5ч.)

Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики ( тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.) : « К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Арион»,

«Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд», «Осень», «Стансы», «К…», «Я вас любил», «Бесы», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный». Романтическая поэма «Кавказский пленник», её художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повести

Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина – художника; христианские мотивы в творчестве

писателя. «Чувства добрые» как центральные лейтмотивы пушкинской поэтики, критерии оценки литературных и жизненных явлений. «Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и её преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г.Белинский о романе.

Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, пародия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.

Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментирования, цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров.

Внутрипредметные связи: творчество А.С.Пушкина и поэта Дж.Г.Байрона; образы В.А.Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине»

Межпредметные связи: графические и музыкальные интерпретации произведений А.С.Пушкина.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (10ч.) + тестирование (1ч.) + Р.Р.(3ч.)

Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон», «Я жить хочу..», «Смерть поэта», «Поэт», «И скучно, и

грустно», «Молитва», «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива», «Родина».

«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма

и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой» как главный объект повествования в романе .В.Г.Белинский о романе.

Опорные понятия: байронический герой, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.

Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.

Межпредметные связи: живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю.Лермонтова. «Герой нашего времени» в театре и кино.

Н.В.ГОГОЛЬ (14ч.) + Р.Р.(2ч.) + тестирование (1ч.)

Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. «Талант необыкновенный, сильный и высокий». Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Комедия «Ревизор»- важная веха в творчестве Гоголя. Тема «маленького человека» в «Петербургских повестях». Поэма «Мёртвые души» как вершина произведения художника. Образы помещиков. Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мёртвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.

Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.

Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочинение сопоставительного характера.

Внутрипредметные связи: Н.В.Гоголь и А.С.Пушкин: история сюжета «Мёртвых душ»; образ скупца в поэме Н.В.Гоголя и мировой литератере.

Межпредметные связи: поэма «Мёртвые души» в иллюстрациях художников (А.Агнин, П.Боклевский, Кукрыниксы).

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА (Обзор с обобщением изученного) (12ч.) + Тестирование (1ч.) + Р.Р. (1ч)

Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890 –х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А.Гончарова и И.С.Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е.Салтыкова-Щедрина («История одного города»)

Лирическая ситуация 50-80-х годов 19 века (поэзия Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета).

Творчество А.Н.Островского как новый этап развития русского национального театра.

Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»). Проза и драматургия А.П.Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики 19 столетия.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА (Обзор с обобщением изученного) (8ч.) + зачет (1ч) + Тест(1ч.)

Своеобразие русской прозы рубежа веков ( М.Горький, И.Бунин, А Куприн). Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А.Блока, С.Есенина,

В.Маяковского, А.Ахматовой, М.Цветаевой, Б.Пастернака). Своеобразие отечественного романа первой половины 20 века (проза М.Шолохова, А.Толстого, М.Булгакова).

Литературный процесс 50-80 –х годов (проза В.Распутина, В.Астафьева, В.Шукшина, А.Солженицына, поэзия Е.Евтушенко, Н.Рубцова, Б.Окуджавы, В.Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов 9произведения В.Астафьева, В.Распутина, Л.Петрушевский,

В.Пелевина и др., лирики И.Бродского, О.Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.

Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контексте литературной эпохи.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Важнейшими умениями в 9 классе являются следующие:

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;

  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитан­ного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  • умение обосновывать свое суждение, давать характери­стику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произве­дении;

  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного про­изведения;

  • умение составлять простой и сложный планы изучаемо­го произведения;

  • умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочине­ния на литературную и свободную темы;

  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопо­ставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

  • умение высказывать собственное суждение об иллю­страциях.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Основная литература

1. «Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательной школы», автор- составитель Г.С.Меркин / Москва, «Русское слово», 2009 г.

2.Учебник «Литература 9 класс» ( автор - Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. ,в двух частях/ Издательство «Русское слово», Москва, 200 9 г.

  1. Дополнительная литература

1. Витинова И.Е. «Поурочные разработки по литературе. 9 класс»/ Издательство «Вако», Москва, 2010г.

2. Волжина Е.Д. «Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы»/ Издательство « Айрис-пресс»,2008 г.

3. Золотарёва И.В., Егорова Н.В..«Поурочные разработки по литературе. 9 класс»/ Издательство «Вако», Москва. 2009 г.

4. Крутецкая В.А. « Литература в таблицах и схемах. 9 класс»/ Издательство «Литера», Санкт-Петербург, 2008 г.

5. Оглоблина Н.Н. «Тесты по литературе. 5-11 класс»/ Издательство «Астрель», Москва, 2004г.

1.Проверочная работа по творчеству А.С.Грибоедова (тест)

1. Правильно соотнесите литературные направления и характерные для них черты, проявившиеся в комедии «Горе от

ума»:

А) классицизм 1) главный герой: одинок и на понят окружающими; противостоит обществу; речь насыщена

трагическим пафосом; мотив изгнанничества;

Б) романтизм 2) социальная и психологическая типизация; индивидуализация героев; отсутствие однозначности

в образах героев комедии; «порок не наказан, добродетель не торжествует»; в произведении

присутствует более двадцати действующих лиц;

В) реализм 3) единство места, времени и действия произведения; амплуа; принцип говорящих фамилий

2. Какую разновидность жанра комедии представляет собой «Горе от ума»?

А) философскую

Б) социальную

В) семейно-бытовую

Г) политическую

Д) совокупность разновидностей

Е) сатирическую

3. Соотнесите элементы композиции и части текста комедии:

А) экспозиция 1) Молчалин признаётся Лизе, что не любит Софью. Софья и Чацкий всё слышат.

Б) завязка 2) до приезда Чацкого.

В) кульминация 3) монолог Чацкого «Не образумлюсь, виноват…».

Г) развязка 4) приезд Чацкого.

4. Отметьте, в чём состоит новаторство системы образов комедии «Горе о ума»:

А) соответствие системе «амплуа»

Б) количество действующих лиц – более двадцати

В) в основу системы образов положен принцип типизации

Г) отсутствие деления персонажей на положительные и отрицательные

Д) введение внесценических персонажей

5. Соотнесите героя комедии и амплуа, которому он соответствует:

А) Чацкий 1) отец, не догадывающийся о любви дочери

Б) Фамусов 2) удачливый герой-любовник

В) Софья 3) субретка

Г) Лиза 4) героиня любовного треугольника

Д) Молчалин 5) герой-резонёр

6. Соотнесите имя героя и роль, которую он играет в комедии:

А) Хрюмины, Тугоуховские, Хлестова 1) главные герои

Б) князь Фёдор, Кузьма Петрович, Максим Петрович 2) второстепенные

В) Чацкий, Софья, Молчалин, Фамусов 3) эпизодические

Г) Г.Д.-Г.Н. 4) образ-пародия

Д) Скалозуб, Лиза, Загорецкий, Горич, Репетилов 5) внесценические персонажи

Е) Репетилов 6) герои. Необходимые для связи сценического действия

7. Отметьте основные средства создания сатирических характеров в комедии:

Индивидуализация языка, афористичность, трагический пафос, авторская ремарка, гипербола, фарсовые детали,

катарсис, фразеологизмы, драматизм, просторечия, ирония, сарказм.

8. Назовите героя комедии «Горе от ума», речь которого афористична, заметно влияние манеры говорить других героев ,

литературная и разговорная формы речи переплетаются, присутствуют черты лакейства:

А) Молчалин Б) Репетилов В) Загорецкий Г) Лиза

9. Объедините внесценические персонажи, относящиеся к «веку нынешнему» и «веку минувшему»:

Князь Фёдор, Максим Петрович, трое из бульварных лиц, Татьяна Юрьевна, двоюродный брат Скалозуба, барон фон

Клоц, французик из Бордо, молодые люди – «кто путешествует, в деревне кто живёт», Кузьма Петрович, тётушка Софьи.

10. Назовите полные имена героев:

Чацкий, Фамусов, Молчалин, отец Чацкого, Загорецкий, Горич, Скалозуб.

11. Где живёт Хлестова:

А) на Тверской Б) на Кузнецком мосту В) на Покровке Г) у Никитских ворот

12. Чей это портрет:

Курчавая! Горбом лопатки!

Сердитая! Всё кошачьи ухватки!

Да как черна! Да как страшна!

А) Хлестовой

Б) княжны Марии Алексеевны

В) Хрюминой

Г) арапки

2. Проверочная работа (тест) по теме «Творчество А.С.Пушкина»

Вариант 1

1. Что называется лирикой:

А) род литературы, в котором художественный мир литературного произведения отражает внутренние переживания лирического героя

Б) эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемого

В) не связанные с сюжетным повествованием размышления автора, включённые в произведение

Г) род литературы, в произведениях которого формально до предела устраняется личность автора, а повествование идёт о событиях,

предполагаемых в прошлом

2. Как называется трёхсложный размер с ударением на втором слоге:

А) дактиль Б) амфибрахий В) анапест Г) ямб Д) хорей

3. Выберите из перечисленных современников Пушкина его лицейских друзей:

А) Вяземский Б) Раевский В) Пущин Г) Рылеев Д) Дельвиг Е) Малиновский Ж) Кюхельбекер З) Данзас И) Чаадаев

4. Распределите названия стихотворений по тематике:

«Деревня», «Во глубине сибирских руд», «Памятник», «К Чаадаеву», «Пророк», « Я помню чудно мгновенье», « Анчар». «Узник», «19

октября», « Поэт», «Зимнее утро», «К морю», «Вновь я посетил»

Тематика

- пейзажная

- философская

- свободолюбивая

-назначения поэта и поэзии

- дружбы

- любовная

5. Соотнесите названия стихотворений Пушкина и поэтические жанры:

А) «На холмах Грузии» 1) элегия

Б) «Вольность» 2) послание

В) « И.И.Пущину» 3) эпиграмма

Г) « Песнь о вещем Олеге» 4) ода

Д) «На Воронцова» 5) песнь

6. Кто из ссыльных декабристов написал ответна пушкинское послание «Во глубине сибирских руд»:

А) Кюхельбекер Б) Волконская В) Муравьев Г) Одоевский

7. Назовите главный принцип, положенный в основу построения композиций стихотворений «Деревня», «Анчар»:

А) последовательность изложенных событий Б) антитеза В) кольцевая композиция Г) зеркальная композиция

8. Природа, изображённая в романе «Евгений Онегин», связана с душевными переживаниями героев. Определите, кому из героев

соответствуют описания природы:

А. «Деревня, где скучал….была прекрасный уголок» 1. Ленский

Б. «Но вот уж лунного луча Сиянье гаснет…» 2. Татьяна

В. «Дохнула буря, Цвет прекрасный 3. Онегин

Увял на утренней заре,

Потух огонь на алтаре!»

9. Кульминацией романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» является :

А) дуэль Онегина и Ленского

Б) объяснение Татьяны в любви Онегину

В) бал в доме Лариных

Г) объяснение Евгения и Татьяны на балу в доме князя

10. Лирическое отступление –это :

А) выраженное художественными средствами эмоциональное восприятие описываемого повествователем или лирическим героем

Б) условный образ, где автор стремится передать своё отношение к изображаемому

В) не связанное с сюжетным повествованием размышление автора, включённое им в произведение литературы

11. Какой принцип положен А.С.Пушкиным в основу композиции «Евгения Онегина»:

А) кольцевая Б) монтаж В) зеркальность Г) повтор Д) антитеза

12. Какова функция пейзажа в романе:

А) изображение картин русской природы Б) отражение состояния героев произведения В) связать главы произведения в единое целое

Г) передача философских размышлений автора

13. Какие этапы биографии автора отражены в романе:

А) детство в Москве Б) Царскосельский лицей В) южная ссылка Г) Болдино Д) женитьба Г) Михайловское

14. Назовите отчество Татьяны Лариной:

А) Ивановна Б) Дмитриевна В) Владимировна Г) Николаевна

Вариант 2

1. Определите стихотворный размер приведённого отрывка:

« Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей.

К чему бесплодно спорить с вами?

Обычай деспот меж людей»

А) ямб Б) хорей В) дактиль Г) амфибрахий Д) анапест

2. В каком издании было опубликовано первое стихотворение А.С.Пушкина:

А) «Московские ведомости» Б) «Полярная звезда» В) «Колокол» Г) «Вестник Европы»

3. Какое стихотворение читал Пушкин перед Державиным на публичном экзамене в Царскосельском лицее:

А) «Лицинию» Б) «Воспоминания в Царском Селе» В) «Городок» Г) «Деревня»

4. Какие средства поэтической выразительности использует А.С.Пушкин в строке из стихотворения «Памятник» «И долго буду тем любезен я

народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал….»:

А) гипербола Б) сравнение В) метонимия Г) эпитет

5. Соотнесите названия стихотворений А.С.Пушкина и адресатов его лирики:

А) «Я помню чудное мгновенье» 1. Е.Воронцова

Б) «Мадонна» 2. Н.Гончарова

В) «Признание» (Я вас люблю) 3. А.Керн

Г) «Сожженное письмо» 4. А.Осипова

Д) «Погасло дневное светило» 5. М.Раевская

6. В каких стихотворениях А.С.Пушкина пейзаж можно назвать реалистическим, а в каких романтическим:

«К морю», «Брожу ли я вдоль улиц шумных», « Зимнее утро», « Погасло дневное светило», «Вновь я посетил», «Узник»

7. Найдите сравнения и подчеркните:

«Он мыслит:

«Буду ей спаситель,

Не потерплю, чтоб развратитель

Огнём и вздохов и похвал

Младое сердце искушал.

Чтоб червь презренный, ядовитый

Точил Лилеи стебелёк,

Чтоб двухутренний цветок

Увял ещё полураскрытый»

8. Что такое «онегинская строфа»:

А) строфа из 14 стихов 4-стопного ямба, 3 четверостиший и завершающие 2 строки с перекрёстной рифмой

Б) строфа из 8 стихов, где первые 6 рифмуются между собой, а 2 связываются парной рифмовкой

В) гекзаметр

9. Кульминация –это :

А) элемент композиции , в котором возникает художественный конфликт достигает критической точки своего развития и требует обязательного

немедленного разрешения

Б) элемент композиции, в котором возникает художественный конфликт

В) элемент композиции, в котором происходит разрешение или снятие основного конфликта

10. По своей родовой принадлежности жанр «роман в стихах»:

А) лирический Б) эпический В) лиро-эпический Г) драматический

11. Какова композиционная роль сна Татьяны:

А) предсказывает гибель Ленского Б) предваряет именины Татьяны В) является осью композиционной симметрии Г) способствует

углублению психологической характеристики Татьяны

12. Какие фрагменты романа не соответствуют «онегинской» строфе:

А) сон Татьяны Б) письмо Татьяны Онегину В) авторские отступления Г) письмо Онегина Татьяне Д) сцена дуэли Е) песня девушек

13. Какова функция автора в романе:

А) повествовательная Б) герой романа В) лирический герой Г) сторонний наблюдатель

14. К кому обращено «посвящение» романа:

А) Жуковскому Б) Вяземскому В) Плетнёву Г) Чаадаеву

3. Проверочная работа (тест) по теме «Творчество М.Ю.Лермонтова»

Лирика

1. Какие темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова сходны с мотивами и темами творчества А.С.Пушкина:

А) мотив одиночества Б) тема Родины В) историческая тема Г) мотив изгнанничества Д) тема поэта и поэзии Е) мотив обманчивости красоты

2. Стихотворение «на смерть поэта» композиционно делится на две части: в первой господствует скорбь по поводу гибели А.С.Пушкина,

а во второй – гнев по адресу убийцы. Как можно определить жанр каждой части:

А) элегия Б) эпитафия В) эпиграмма Г) памфлет

3. Какое стихотворение принесло известность М.Ю.Лермонтову:

А) «Парус» Б) «Дума» В) «Бородино» Г) « Смерть поэта»

4. Прочитайте отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Пророк». Его строки словно продолжают одноимённое стихотворение

А.С.Пушкина. С какой целью М.Ю.Лермонтов использует этот приём:

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка

А) для того, чтобы показать творческую преемственность

Б) подчеркнуть общность своих идей с идеями А.С.Пушкина

В) показать изменения в представлениях о назначении поэта в России в 40-е г.г.19 века

Г) высказать несогласие со взглядами А.С.Пушкина на назначение поэта

5. Какие средства художественной выразительности использованы М.Ю.Лермонтовым в стихотворении «Поэт»:

А) гипербола Б) аллегория В) антитеза Г) символ Д) развёрнутое сравнение

6. Назовите черты романтической поэтики, проявившиеся в стихотворениях «Парус», «Ангел»:

А) мотив одиночества Б) достоверность описания природы В) символика в основе поэтического образа Г) жанр – элегия

Д) настроение неудовлетворённости, мятежности

7. Какие из стихотворений М.Ю.Лермонтова можно отнести к теме родины:

«Молитва», « Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива», «Дума», «Родина», «И скучно, и грустно», «Пророк», «Жалобы турка», «

«Прощай, немытая Россия», «Тучи»

8. Какой композиционный приём использует М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружён..»:

А) сопоставление Б) повтор В) противопоставление Г) обрамление

9. Прочитайте строки, открывающие стихотворение «Выхожу один я на дорогу..». Какой художественный приём использовал автор:

Выхожу один я на дорогу

Сквозь туман кремнистый путь блестит

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит…

А) сравнение Б) гиперболу В) метонимию Г) метафору

10. Кому посвящён цикл любовных стихотворений, написанных М.Ю.Лермонтовым в 1830-1832 г.г.:

А) В.Лопухиной Б) Е.Сушковой В) Н.Ивановой Г) А.Столыпиной

Ответы:

1. в, д

2. а, г

3.д

4.в

5.б

6.а, в, д

7. «Когда волнуется желтеющая нива», «Родина», «Жалобы турка», «Прощай, немытая Россия», «Туча»

8. г

9.г

10.а-2, б-1,в-4,г-5, д-3,

11.в

«Герой нашего времени»

1. С какой целью М.Ю.Лермонтов нарушает хронологический порядок построения произведения:

А) даёт возможность объективно, через самоанализ, раскрыть «историю души» человека

Б) стремление к оригинальности

В) для того, чтобы пробудить интерес читателя к герою

Г) постепенное – от «внешнего к внутреннему»,- раскрытие характера главного героя

2. Расположите главы романа в хронологическом порядке:

А) «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, «Княжна Мери», «Тамань»

Б) «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, «Тамань», «Фаталист», «Княжна Мери», «Бэла»

В) «Тамань», « Княжна Мэрии», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина

Г) «Бэла», «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, «Княжна Мэри», «Фаталист»

3. Почему описание внешности, портрет Печорина дан «проезжим офицером», а не Максимом Максимовичем. Он:

А) не наблюдателен Б) не способен к обобщениям В) не мог быть объективен в описании внешности Печорина

Г) слишком прост, не может понять Печорина , так как тот – человек другого круга

4. Почему роман заканчивается повестью «Фаталист»:

А) она наиболее напряжённая по содержанию

Б) в ней меньше всего раскрывается характер главного героя

В) композиционный приём, выражающий веру автора в человека

Г) в повести поставлены такие философские проблемы, как жизнь, смерть, судьба

5. По жанру «Герой нашего времени» является социально-психологическим и философским романом. Но каждая часть имеет свою жанровую

специфику. Соотнесите название частей романа и жанр:

А) «Бэла» 1. Романтическая повесть

Б) «Максим Максимович» 2. Психологическая повесть

В) «Тамань» 3. Путевые заметки

Г) «Княжна Мэри» 4. Философская повесть

Д) «Фаталист» 5. Рассказ

6. Чей это портрет: « наружность… отвечала вполне его характеру. Высокий рост и смуглый цвет лица, чёрные волосы. Чёрные проницательные

глаза..»:

А) Грушницкого Б) Вулича В) Вернера Г) драгунского капитана

7. Что читал Печорин в ночь перед дуэлью:

А) Ф.Шиллер «Коварство и любовь»

Б) А.Смит « исследования о природе и причинах богатства народов»

В) В.Скотт «Шотландские пуритане»

Г) Дж.Байрон « Паломничество Чайльд-Гарольда»

Д) Мюссе « Исповедь сына века»

8. Кому из героев «исповедуется» Печорин:

А) Максиму Максимовичу Б) Вернеру В) княжне Мэри Г) Грушницкому Д) Вере

9. С какой целью введены в роман пейзажные зарисовки: «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели…», «Солнце едва выказалось из

за зелёных вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладной ночи наводило на всё чувства какое-то сладкое томление…»:

А) изображение красоты Кавказа

Б) углубление характеристики героя

В) изменение душевного состояния героя

Г) плавное развитие сюжета

10. «Герой нашего времени» был назван критиками «реалистическим произведением». Однако в романе присутствуют и элементы

романтизма. Выделите эти элементы среди следующих тем и мотивов:

А) герой – типичный представитель русской дворянской молодёжи 30-х г.г.19 века

Б) мотивы человеческой свободы, рока, судьбы

В) социально- историческая проблематика

Г) сатирическое изображение жизни представителей «водяного общества»

Д) романтические герои – Ундина, Янко

Е) место действия – Кавказ

Ж) мотив непонятности, одиночества, скитаний

З) тема «маленького человека»

Ответы:

1. г 2.в 3.г 4.в 5.а-3, б-5, в-1, г-2, д-4, 6.б 7.в 8.а,б 9.в 10.б,д,е,ж

4. Проверочная работа (тест) по теме «Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

1. Среди художественных средств, используемых Н.В.Гоголем для индивидуализации характеров героев, выделяются детали

«лейтмотивы». Соотнесите такие детали с характерами помещиков:

А) мешочки, коробочки 1.Манилов

Б) сахар 2. Коробочка

В) куча, прореха 3. Ноздрёв

Г) здоровье 4. Плюшкин

2. Н.В.Гоголь также использует зоологизацию персонажей. Соотнесите животное и помещика, которого оно характеризует:

А) медведь 1.Манилов

Б) кот 2. Коробочка

В) птица 3. Собакевич

Г) мышь 4. Ноздрёв

Д) собака 5. Плюшкин

3. Только один из тех помещиков, которых посетил Чичиков, задумался о законности предлагаемой сделки. Кто это был:

А) Собакевич Б) Манилов В) Коробочка Г) Плюшкин Д) Ноздрёв

4. В главах, посвящённых помещикам, Н.В.Гоголь использует одну и ту же последовательность описаний. Восстановите эту последовательность:

Портрет помещика и членов его семьи, дом, еда, интерьер, пейзаж, отношение к предложению Чичикова

5. Кто так угощал Чичикова: « …блюда не играли большой роли: кое-что пригорело, кое-что и вовсе не сварилось. Видно, что повар

руководствовался более каким – то вдохновением и клал первое, что попадалось под руку: стоял ли возле него перец- он сыпал перец, капуста ли

попалась – совал капусту, пичкал молоко, ветчину, горох – словом, катай – валяй. Было бы горячо. А вкус какой –нибудь, верно, выйдет…»:

А) Манилов Б) Ноздрёв В) Коробочка Г) Собакевич Д) губернатор

6. Кого из описанных помещиков Н.В.Гоголь собирался «взять с собой» во второй том «Мёртвых душ»:

А) Ноздрёва Б) Коробочку В) Плюшкина Г) Манилова

7. Как можно объяснить смысл заглавия поэмы:

А) определение бюрократического жаргона, обозначающее умершего крестьянина

Б) бездуховный, погрязший в заботах о суетном герой; обозначение «омертвения» помещиков и чиновников

В) противопоставление в художественном мире произведения понятий «мёртвого» и «живого»

8. Афёра Чичикова с «мёртвыми душами» основан на :

А) застойности бюрократического аппарата России

Б) предприимчивость и ловкость Чичикова

В) крепостнической системе России

9. Н.В.Гоголь определил жанр «Мёртвых душ» как поэму, подчеркнув этим равноправие эпического и лирического начала. Лирический элемент

в «Мёртвых душах» проявляется в :

А) любовной интриге Б) лирических отступлений В) пейзажных зарисовках Г) авторских комментариях и оценках Д) вставных элементах

10. С какой целью Н.В.Гоголь вводит в повествование «Повесть о капитане Копейкине»:

А) изобразить жизнь столичного чиновничества

Б) показать бездуховность бюрократических законов

В) опровергнуть идею безнаказанности властей

Г) приостановить развитие сюжета

11. В чём состоит смысл образа дороги в поэме:

А) символ будущего России

Б) источник вдохновения для автора

В) единственный способ передвижения по России

Г) универсальная форма организации произведения

Д) символ жизненного пути человека

Е) «карнавальное пространство, где неизбежны неожиданные встречи и происшествия»

12. Автор «Мёртвых душ» выступает в поэме как :

А) действующее лицо Б) знакомый главного героя В) повествователь Г) лирический герой Д) сторонний наблюдатель

13. По замыслу Н.В.Гоголя во втором. Сожженном, и третьем, ненаписанном томе «Мёртвых душ» должно было произойти:

А) перерождение Чичикова в апостола Павла

Б) окончательное падение главного героя

В) возрождение России

Г) социальные изменения в обществе

14. Почему Н.В.Гоголь расположил посещение Чичиковым помещиков именно в такой (Манилов- Коробочка- Ноздрёв- Собакевич-

Плюшкин) последовательности:

А) герои располагаются по степени деградации, омертвления

Б) герои располагаются по принципу «оживления»

В) каждый последующий помещик противопоставлен предыдущему

Г) посещение Чичиковым помещиков не построено по какой-либо схеме

15. Соотнесите имя помещика и средства комического, которое Н.В.Гоголь использовал для его описания:

А) Манилов 1. Комическая гиперболизация

Б) Коробочка 2. Алогизм

В) Собакевич 3. Сатира

Г) Плюшкин 4. Гротеск

Д) Ноздрёв 5. Фарс, ирония

Ответы:

1. А-2, б-4, в-3, г-1 2. а-3, б-1, в-2, г-5, д-4 3. Б 4. пейзаж, дом, интерьер, портрет, еда, отношение к предложению Чичикова

5. а 6. в 7. В 8.а 9. б, г 10. Б 11. а, г 12. в, г 13. а, в 14. А 15. а-5, б-1,в-3,г-4, д-2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Основная литература

1. «Программа по литературе для 5-9 классов общеобразовательной школы», автор- составитель Г.С.Меркин / Москва, «Русское слово», 2009 г.

2.Учебник «Литература 9 класс» ( автор - Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. ,в двух частях/ Издательство «Русское слово», Москва, 200 9 г.

  1. Дополнительная литература

1. Витинова И.Е. «Поурочные разработки по литературе. 9 класс»/ Издательство «Вако», Москва, 2010г.

2. Волжина Е.Д. «Школьные олимпиады. Литература. 5-11 классы»/ Издательство « Айрис-пресс»,2008 г.

3. Золотарёва И.В., Егорова Н.В..«Поурочные разработки по литературе. 9 класс»/ Издательство «Вако», Москва. 2009 г.

4. Крутецкая В.А. « Литература в таблицах и схемах. 9 класс»/ Издательство «Литера», Санкт-Петербург, 2008 г.

5. Оглоблина Н.Н. «Тесты по литературе. 5-11 класс»/ Издательство «Астрель», Москва, 2004г.