Похожие публикации

Положение о графике отпусков моу дод «Детская школа искусств №7» городского округа Саранск
Документ
В соответствии со ст. 123 ТК РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемы...полностью>>

Перечень документов, предоставляемых индивидуальными предпринимателями и лицами, занимающимися в установленном порядке частной практикой, для открытия банковских счетов в рублях РФ и иностранной валюте
Документ
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ,предоставляемых индивидуальными предпринимателями и лицами, занимающимися в установленном порядке частной практикой, для открытия ...полностью>>

Концепция психологической службы И. В. Дубровиной. Концепция психологического сопровождения М. Р. Битяновой. «Профилактическая» концепция В. Э. Пахальяна
Документ
Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Руководство практического психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М. И...полностью>>

Протокол №16 от 07. 07. 2014 г отклонения предложений конкурсных торгов
Конкурс
1.4. Должностное лицо заказчика, ответственное за проведение торгов (фамилия, имя, отчество, номер телефона и телефакса с указанием кода междугородной...полностью>>



МскОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 106 для слепых и слабовидящих детей" Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме

МскОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа № 106 для слепых и слабовидящих детей"

Разработка урока

по русскому языку в 6 классе

по теме: «Фразеология»

Провела:

Шепелева А.С.,

учитель русского языка и

литературы

г. Новокузнецк

2010

Цель: обобщить знания обучающихся по теме: «Фразеология»

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем необычный урок-игру.

Мы с вами знаем много разделов русского языка. Например, фонетика изучает звуки речи, орфография – правила написания слов, лексикология изучает словарный состав языка. И сегодня мы вспомним такой раздел русского языка как Фразеология.

Что изучает фразеология?

А что такое фразеологизмы

Где чаще всего используются фразеологизмы?

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой говорил, что русский язык – «настоящий, сильный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой». Именно таким «бойким и живым» делает наш язык фразеология.

(По происхождению одни фразеологизмы являются собственно русскими, другие – заимствованными. Собственно русские фразеологизмы связаны с историей нашей Родины, с работой наших предков, с их обычаями. Многие возникли из пословиц, из художественных произведений. Фразеологизмы заимствовались из древнецерковнославянского языка; из мифов разных народов.)

Профессор А.И.Ефимов называл фразеологизмы «самородками и самоцветами родного языка». А умеете ли вы пользоваться фразеологическим богатством? Сегодня мы выясним, кто из вас знает большое количество фразеологизмов, понимает их значение; является самым веселым, самым остроумным, самым находчивым!

Сегодня на уроке вам будут предложены интересные, развивающие и творческие конкурсы. В конце мы обязательно подведем итоги и выявим победителя.

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Конкурс №1 «Фразеологизмы-синонимы»

Друзья! Каждый из вас, являясь знатоком русского языка, знает, что такое синонимы. А знаете ли вы, что существуют фразеологизмы-синонимы. Сейчас я буду называть фразеологизмы, а вы подберете к ним синонимы.

Во все лопатки (сломя голову, со всех ног, что есть силы, во весь дух, во всю прыть)

До седьмого пота (не жалея сил, засучив рукава, в поте лица, не покладая рук)

Как сквозь землю провалился (ищи ветра в поле, след простыл, как ветром сдуло, поминай, как звали, как в воду канул)

Чуть свет (ни свет, ни заря)

Нести галиматью (нести чепуху, нести ахинею, молоть чепуху, нести околесицу)

На один зуб (кот наплакал, раз, два и обчелся)

Переходим к следующему конкурсу.

Конкурс №2 «Работа в парах»

.

Сейчас вы должны будете по лексическому толкованию угадать фразеологический оборот. Допустим, я предлагаю следующее толкование: «Очень сильный аппетит». Это фразеологизм «волчий аппетит».

- Несложное дело, не требующее много времени (минутное дело)

- Хорошо запомнить (зарубить себе на носу)

- Окончательно, бесповоротно, решительно (раз и навсегда)

- Торопливо, быстро, наспех (на скорую руку)

Без ограничений, довольно, сколько возможно (сколько душе угодно)

Конкурс №3 «Кто быстрее»

Следующий конкурс потребует от вас внимательности и точности. Я раздаю вам карточки, на них записаны фразеологизмы. Вы читаете их и сразу же пытаетесь выразить смысл одним словом.

- Буква в букву (точно)

- Навострить лыжи (убежать)

- Как по команде (дружно)

- Не за горами (близко)

- Не покладая рук (усердно)

- Надуть губы (обидеться)

- Пускать пыль в глаза (обманывать)

- Клевать носом (дремать)

- В час по чайной ложке (медленно)

- Не на шутку (серьезно)

- Как снег на голову (неожиданно)

Конкурс №4 «Лицедеи»

Звучит музыка.

Следующий конкурс называется «Лицедеи», он поможет вам не только показать знания, но и проявить артистические способности. Вы достаете по очереди карточки с заданиями – фразеологизмами, и должны будете при помощи пантомимы изобразить написанное, а одноклассники попробуют угадать фразеологизм.

Проглотить пилюлю

Стоять на задних лапках

Не находить места

Прикусить язык

Намылить шею

Конкурс №5 «Тест»

Этот конкурс рассчитан на скорость. Перед вами таблица, где написаны окончания фразеологических оборотов, и карточки, на которых написаны начальные слова. Вам необходимо как можно быстрее заполнить таблицу.

Кто в лес…

руки

Обивать…

кто по дрова

На каждом…

ниже травы

Золотые…

ни к городу

Тише воды…

пороги

Легок…

на минуту

В час…

Калачом…

на помине

ни мертв

Ни к селу…

хлебавши

Ни жив…

по чайной ложке

С минуты

не заманишь

Несолоно

шагу

Конкурс №6

«Из глубины веков» (домашнее задание)

Дома вы должны были приготовить домашнее задание (из истории фразеологизмов).

На воре шапка горит. Происходит это выражение от старинного анекдота. Искали однажды вора, не смогли найти и обратились к мудрецу. Тот повел потерпевших на базар, где обычно все собирались, и вдруг крикнул в толпу: «На воре шапка горит!» Один человек невольно схватился за голову. Он и оказался вором. С тех пор так и говорят о человеке, который невольно выдает себя нечаянным словом или поступком.

Казанская сирота. После завоевания Иваном Грозным Казани татарские князья, пользуясь незлопамятностью русских, прикидывались бедными и назойливо выпрашивали награды. С той поры того, кто прибедняется, чтобы разжалобить кого-либо и получить выгоду, народ насмешливо называет казанской сиротой.

Спустя рукава. Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше распространены были длинные рукава, которые засучивали перед работой (отсюда засучив рукава – усердно принявшись за дело), а после работы зимой опускали, чтобы согреть руки. Конечно, со спущенными рукавами человек работал плохо, так как они ему мешали. Отсюда выражение спустя рукава – кое-как, небрежно.

Крокодиловы слезы. Это выражение означает притворную, лицемерную жалость, неискреннее сожаление. Произошло это выражение от широко распространившегося в старину поверья, что крокодил якобы плачет, съедая свою жертву.

Жить на широкую ногу. Это выражение происходит от того, что в 14 столетии в Западной Европе знатность определялась длиною башмака. Башмак дворянина был в полтора фута, башмак барона – в два фута, башмак князя – в два с половиной фута. По башмаку можно было узнать самого знатного.

Конкурс №7 «Числительные»

Во всех фразеологических оборотах часто используются числительные. Сейчас я буду называть числительное, а вы должны вспомнить фразеологизмы, в состав которых входит указанное слово. Составьте с одним из фразеологизмов предложении и запишите в тетрадь.

Один-первый: первый блин комом, играть первую скрипку, один на один, одного поля ягоды, семеро одного не ждут…

Два: меж двух огней, два сапога пара, от горшка два вершка, один ум хорошо, а два лучше.

Три: согнуться в три погибели, лить слезы в три ручья, заблудиться в трех соснах, наговорить с три короба.

Четыре: сидеть в четырех стенах, на все четыре стороны.

Семь: семеро одного не ждут, семь чудес света, семь раз отмерь – один раз отрежь.

Конкурс №8 «Я ему про Фому…»

На доске записаны фразеологизмы с именами существительными собственными.

Фома (Фома неверующий)

Ерема (Я ему про Фому, он мне про Ерему)

Федот (Федот, да не тот)

Сидор (драть как сидорову козу)

Макар (Куда Макар телят не гонял)

Емеля (Мели, Емеля, - твоя неделя)

Все хорошее когда-нибудь заканчивается, и наш урок также подошел к концу. Я надеюсь, что мы с вами еще раз убедились в том, что знание фразеологии – необходимое условие глубокого овладения родным языком. Умение правильно пользоваться фразеологическим богатством характеризует степень владения речью, уровень культуры человека. Даже обладая большим запасом слов, человек может оказаться в смешном положении, тщетно пытаясь выразить более сложную мысль. Используя фразеологизмы, вы, ребята, можете быть остроумными и веселыми.

А теперь давайте подведем итоги нашего сегодняшнего урока.

(Вручение грамот)