Похожие публикации

Ведущего специалиста-эксперта правового направления
Документ
1.1. В соответствии с Реестром должностей государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г...полностью>>

Анкета участника фотоконкурса №
Анкета
В соответствии со ст.ст. 6, 10,11, 14 и 20 Закону Украины «О защите персональных данных» я ознакомлен с правами предусмотренными нормами данного Закон...полностью>>

Учетная карточка школьного музея
Документ
площадь кв.м Тематическая структура экспозиции 1. . 3. 4. 5. . 7. 8. 9. 10. Крат...полностью>>

Заявка на участие в семинаре (тренинге)
Документ
аявка на участие в семинаре (тренинге) Полное название юридического лица Юридический адрес Фактический адрес Телефон организации (с указанием кода гор...полностью>>



Курс, 1 семестр, 4часа Тема. Обмен веществ и энергии. Предтекстовые задания

Методическая разработка

к самостоятельной работе по русскому языку

(специальность «Фармация», заочная форма обучения,

1 курс, 1 семестр,

4часа

Тема. Обмен веществ и энергии.

Предтекстовые задания.

1.Прочитайте вслух терминологические слова и словосочетания:

совокупность химических и физических превращений; за­кон сохранения материи и энергии; метаболизм; желу­дочно-кишечный тракт; продукты распада; органичес­кие соединения; секреция; ассимиляция; диссимиляция; анаболизм; катаболизм; межклеточные структуры орга­низма; протоплазма клетки.

2.Найдите в словаре и запишите значения следующих слов:

совокупность; терять, отставать, снабжать; взрослый, старческий; изношенный.

3. Запишите и выучите устойчивые словосочетания, обозначающие действия, процессы.

Жизнедеятельность организма; обмен веществ; усвоение питательных веществ; распад органических веществ; рас­щепление сложных веществ; поступление питательных веществ,

4.Перепишите данные существительные. Напишите глаголы, от которых они образованы.

Обеспечение, совершение, поддержание, использование, восстановление, движение, поступление, расщепление, соединение, нарушение, всасывание, усвоение, превраще­ние, выделение, синтез, рост, замена, обмен, распад, транспорт.

5.Прочитайте данные причастия. Назовите глаголы, от которых они образованы.

Происходящий, обеспечивающий, освобождающийся, рас­падающийся, входящий, растворимый.

6. Замените данные глагольные словосочетания именными, используйте конструкции: при + П.п. сущ.; в про­цессе + Р.п. сущ.

Образец: Усваивать питательные вещества — при усво­ении питательных веществ; в процессе усвоения питатель­ных веществ.

Расщеплять сложные вещества; поддерживать темпе­ратуру; синтезировать составные части; использовать энергию; выделять продукты распада; изменять деятель­ность.

Притекстовые задания.

1. Вместо точек вставьте нужные по смыслу глаголы.
Обращайте внимание на логическую связь слов. При зат­руднении обращайтесь к словам для справок.

1.Энергия ... для поддержания температуры тела на определенном уровне.

2.Метаболизм ... восстановление постоянно теряемых организмом веществ и распадающихся органических со­единений.

3.Организм ... энергию за счет поступления с пищей органических веществ.

4.Обмен веществ ...из двух процессов: ассимиляции и диссимиляции.

Слова для справок: получать, расходоваться, состоять, обеспечивать.

2.Прочитайте данные предложения. Поставьте вопросы к выделенным словам.

1.Питательные вещества доставляются кровью по кро­веносным сосудам.

2.Продукты распада доставляются в органы выделения и через них выводятся наружу.

3.С пищей, водой при газообмене в организм из окружа­ющей среды поступают разнообразные химические со­единения.

4.В организме соединения подвергаются изменениям и превращениям.

3.Замените сложные предложения с придаточной оп­ределительной частью простыми предложениями с прича­стным оборотом.

1.Обменом веществ и энергии называется совокупность химических и физических превращений, которые проис­ходят в живом организме и обеспечивают его жизнеде­ятельность.

2.Энергия, которая освобождается в процессе обмена веществ, необходима для развития и обеспечения струк­туры и функций всех клеточных элементов.

3.Обмен веществ обеспечивает восстановление распа­дающихся органических соединений, которые входят в состав тканей и тканевых жидкостей.

4.Обмен веществ снабжает организм энергией, кото­рая необходима для движения, секреции, экскреции, об­разования ряда веществ и других проявлений жизни.

4.Прочитайте текст "Обмен веществ и энергии". Назовите подтемы основной темы. Укажите смысловые части, в которых развиваются подтемы.

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ

Обменом веществ и энергии называется совокупность химических и физических превращений, происходящих в живом организме и обеспечивающих его жизнедеятельность.

Энергия, освобождающаяся в процессе обмена веществ, необходима для совершения работы, роста, развития и обеспечения структуры и функций всех клеточных элементов. Энергия необходима для жизнедеятельности всех систем органов, даже если человек находится в состоянии полного покоя. Энергия расходуется для поддержания температуры тела на определенном уровне, для синтеза состав­ных частей протоплазмы клеток во время роста организма или для замены его изношенных частей. Обмен веществ, или метаболизм, обеспечивает восстановление постоянно теряемых организмом веществ (вода, минеральные соеди­нения) и распадающихся органических соединений, вхо­дящих в состав тканей и тканевых жидкостей, снабжает организм энергией, необходимой для движения, секреции, экскреции, образования ряда веществ и других проявле­ний жизни.

Организм получает и использует энергию за счет по­ступления с пищей органических веществ, богатых энер­гией, в процессе расщепления их до конечных продуктов.

Обмен веществ и энергии составляют единое целое и подчиняются универсальному закону природы — закону сохранения материи и энергии.

Обмен веществ включает два взаимосвязанных про­цесса: усвоение веществ — ассимиляцию — и распад ве­ществ — диссимиляцию.

В процессе ассимиляции (анабо­лизма) образуются сложные химические вещества, входя­щие в состав клеток и межклеточных структур организма.

В процессе диссимиляции (катаболизма) происходит распад органических веществ, превращение их в более простые, при этом выделяется энергия, необходимая для жизнедея­тельности организма.

Обмен веществ, или метаболизм, начинается с по­ступления питательных веществ с пищей в желудочно-ки­шечный тракт и кислорода в легкие. Первым этапом обме­на веществ является расщепление белков, жиров и углево­дов в желудочно-кишечном тракте до растворяемых в воде соединений и всасывание этих продуктов в кровь и лимфу.

Вторым этапом обмена веществ являются транспорт питательных веществ и кислорода кровью и лимфой к тка­ням и химические превращения веществ, которые проис­ходят в клетках и межклеточном веществе.

Третьим этапом обмена является выделение конечных продуктов распада легкими, почками, кишечником и по­товыми железами.

Процессы ассимиляции и диссимиляции неразрывно связаны между собой. В разные периоды жизни организма наблюдаются различные соотношения между процессами ассимиляции и диссимиляции. В период роста преобладает ассимиляция; во взрослом организме устанавливается относительное равновесие между катаболизмом и анаболизмом; в старческом возрасте ассимиляция отстает от процессов диссимиляции. Нарушение нормальных соотношений между процессами катаболизма и анаболизма наблюдается при болезненных состояниях.

Послетекстовые задания.

1. Запишите краткие ответы на пункты вопросного плана.

2. Подготовьте монологическое высказывание по основной теме текста, используя простой план текста.